Новости на Newstaraz.

Анатолий Башмаков: Главная политическая парадигма — в Казахстане живет один народ

newstaraz.kz

Концепцией развития Ассамблеи народа Казахстана до 2025 года, утвержденной Указом Президента РК №148 от 28 декабря 2015 года, предусмотрена модернизация деятельности научно-экспертного совета АНК и его научно-экспертных групп в регионах, кафедр АНК с учетом задач по формированию Нации единого будущего.

В беседе с нашим корреспондентом заведующий кафедрой Ассамблеи народа Казахстана Евразийского национального университета им. Л.Гумилева Анатолий Башмаков говорит о роли Ассамблеи в формировании культуры межнациональных отношений в республике, а также о новых направлениях работы АНК.

— Анатолий Афанасьевич, как была создана Ассамблея народа Казахстана, и с какой целью?

— Еще в советские времена у первого секретаря Центрального комитета Компартии Казахстана Нурсултана Назарбаева возникала идея создать такой общественный институт, который мог бы стать регулятивным и методологическим центром по формированию культуры межнациональных отношений. Потому, что Казахстан был к тому времени уже республикой, где проживали представители более 130 этносов. После обретения независимости эта идея была озвучена Президентом Казахстана — в 1992 году на первом Форуме народа Казахстана, который и стал базой для создания Ассамблеи. Затем Президент своим Указом от 1 марта 1995 года создал Ассамблею народов Казахстана. Но вскоре произошла качественная трансформация и было изменено название — теперь этот институт называется «Ассамблея народа Казахстан». Это не игра слов, это методологический подход — этим, как и в Конституции, были устранены границы между этносами и культурами в нашей стране, заложена основа для формирования единой для всех казахстанской идентичности. Это наша главная политическая парадигма — в Казахстане живет один народ. Казахстанская идентичность — это коллективное «Я», независимо от этнической принадлежности. Казахи говорят, что Родина — это там, где тебе перерезали пуповину. Вся политика нашего государства направлена на то, чтобы формировать у казахстанцев любовь к своей земле, культуру межэтнических отношений, и Ассамблея стала основным органом, проводящим эту политику. Если развивать эту мысль, то за 21 год существования Ассамблеи она росла и вширь, и вглубь. Во всех областях действуют региональные Ассамблеи, создан научно-экспертный совет Ассамблеи, в который входят 35 докторов наук, 10 кандидатов наук, доктора PhD, руководители научно-исследовательских институтов. Кстати, при региональных Ассамблеях работают свои научно-экспертные советы, в которые входят местные ученые, практики, аналитики.

Таким образом, Ассамблея народа Казахстана была создана, как диалоговая площадка для представителей всех этносов, и экспертно-консультативный орган, деятельность которого направлена на реализацию государственной политики в сфере межнациональных отношений.

Следует отметить, что идея казахстанской идентичности тесно связана с теорией комплементарности Льва Николаевича Гумилева — о взаимодополняющих этносах Евразии. Вы знаете, что главным направлением нашего Президента является казахстанская идентичность, и здесь можно вспомнить его высказывания о том, что полиэтничность Казахстана, в первую очередь — не проблема, а большое преимущество в современном мире. Когда спрашивают, почему в Казахстане нет проблем между казахами и русскими — я думаю, это потому, что русские, как оседлый народ Евразии, и казахи, как самый большой из кочевых тюркских народов, за многие века сосуществования стали на 90 процентов близки друг к другу по своему духовному миру. Для казахов, как и для русских, материальное не главное. Это народы-коллективисты. Мы уважительно относимся к власти, к родителям, к семье. И эти духовные ценности становятся общими для всех казахстанцев.

Мы не должны утратить традиционные ценности — ценности ««Мәңгілік ел», на которых веками стояло казахстанское общество. Без этого духовного ядра не может быть общественного иммунитета к информационным атаками и провокациям.

В моем представлении, Ассамблея — это школа патриотизма, это академия казахстанского духа. Это мощный опорный пункт, который формирует не только культуру межнациональных отношений в нашей стране, формирует не только казахстанскую идентичность. Судя по тому огромному интересу к работе Ассамблеи в России и в других странах Евразийского экономического союза, наша Ассамблея формирует уже и евразийскую идентичность, без чего, конечно, сегодня не может успешно продолжаться реализация проекта евразийской интеграции, инициированного нашим Президентом.

—  Позднее, в рамках конституционной реформы 2007 года статус Ассамблеи был повышен — она может избирать девять депутатов в Мажилис. Какая, на Ваш взгляд, была необходимость в представительстве Ассамблеи в высшем законодательном органе страны?

— Ранее высказывались предложения создать аналог Совета национальностей в Верховном Совете СССР. Классическая схема парламента — две палаты. В более чем 60 странах мира действуют двухпалатные парламенты. Но есть и трехпалатные. Создание третьей палаты обосновывали полиэтничностью Казахстана. После множества обсуждений, по предложению Главы государства, было решено, что будет лучше, если сама Ассамблея закрепит свое положение через своих представителей в Парламенте. При этом депутат Мажилиса от ассамблеи представляет не свой этнос, а все этносы страны и это очень важно. Аналога такой системе представительства этносов в Парламенте в мире нет.

— В некоторых странах есть институты, похожие на Ассамблею народа Казахстана — по названиям, по функциям. В чем уникальность нашей ассамблеи?

— Вообще, аналогов нашей ассамблеи не так уж много. Есть, например, такие организации в России, Кыргызстане. Главное отличие Ассамблеи народа Казахстана в том, что ее возглавляет сам Глава государства, а в этих странах это поручается каким-нибудь известным деятелям. Здесь важен политический статус, стержень работы ассамблеи. Далее, у таких организаций в других странах нет представительства в высшем законодательном органе. Я считаю, что эти девять депутатов от АНК, как нерв, позволяют нам чувствовать любые проблемы, любые трудности, если они возникают у любого этноса в нашей стране. И еще — используя парламентскую трибуну, Ассамблея, располагающая большим потенциалом в виде научно-экспертного совета имеет возможность вносить любые предложения, в том числе законодательного характера. Мы создали систему обратной связи между этносами и властью. В дополнение к ней мы создали новую структуру — коллегию депутатского корпуса Ассамблеи, в которую входят действующие и бывшие депутаты от АНК, и я тоже в нее вхожу.

Похожие статьи

— Возможно ли, расширение функций Ассамблеи в будущем, есть ли необходимость в этом?

—   За последние три года Ассамблея взяла на себя некоторые дополнительные задачи, в частности, работу с неправительственными организациями. Ведь НПО тоже, каждое по-своему, представляют народ Казахстана. Кроме того, есть много людей, которые требуют особого внимания со стороны общества и государства. НПО работают в тех сферах, где государственные органы не имеют достаточной гибкости. Например, простая человеческая отзывчивость, проявляемая сотрудниками НПО, нередко решает очень сложные проблемы. С другой стороны, ассамблея ведь тоже неправительственная организация, и мы работаем над культурой межчеловеческих отношений. По нашей инициативе учрежден праздник — День благодарности, который отмечается 1 марта, в день создания ассамблеи. Благодарность и отзывчивость — это понятия одного корня.

Еще один вопрос, над которым мы активизируем свою работу — это изучение государственного языка. Не секрет, что помимо объективных причин, есть и субъективные — пренебрежение, или страх, что казахский язык трудно выучить. Ассамблея взяла на себя инициативу продвижения государственного языка, как части культуры межнациональных отношений. В ассамблее сидят представители всех национальностей, и они транслируют на своих соплеменников понимание необходимости изучения государственного языка. Не волевым путем, а путем воспитания внутренней потребности. Когда я выступаю на различных мероприятиях, то напоминаю, что в прошлые века в России многие дворяне не знали русского языка, а старались изучать французский и немецкий языки. Аналогично, в первую очередь, это касается русских в Казахстане — нужно знать язык страны, в которой ты  живешь, благами которой пользуешься. В будущем признак культуры и интеллигентности любого русского будет определяться знанием государственного языка. Сам не успел — создай условия сыну или дочке. Это будет уважительным ответом  земле, на которой ты родился.

— А с религиозными объединениями вы работаете? Ведь это тоже очень сложная сфера…

— Безусловно, без сотрудничества с  религиозными объединениями мы не можем решать поставленные перед нами задачи. Ассамблея проводит встречи с религиозными деятелями. Не учитывая религиозных особенностей казахстанских этносов, невозможно формировать  культуру межнациональных отношений.

Сейчас приобретает особую актуальность работа по профилактике религиозного экстремизма и терроризма. В какой-то степени это наше упущение, что в стране распространились деструктивные религиозные течения. Люди, даже внутри одного этноса, одной конфессии делятся еще и на какие-то течения, не толерантные друг к другу. Раньше ислам, который исповедовали, практически, 100 процентов казахов, был основой уважительного, можно сказать, интеллигентного отношения между людьми. А вот у представителей некоторых нетрадиционных течений исламского толка цели уже другие. Например, актюбинские террористы — откуда у них такое отношение? Ни в какой религии нет предписаний, чтобы творить такие дела.

Ассамблея уже провела несколько обсуждений с представителями разных конфессий и течений, и я думаю, что этот вопрос нами не до конца изучен. Поэтому, мы будем заниматься этими проблемами серьезно, в тесном сотрудничестве с религиозными объединениями, учеными и экспертами.

— Расскажите, какие дисциплины преподаются на кафедре Ассамблеи народа Казахстана?

— Первая кафедра Ассамблеи народа Казахстана была открыта три года назад в Евразийском национальном университете имени Гумилева. И это не случайно, ведь теории великого российского тюрколога — об этногенезе, комплементарности этносов, — легли в основу идеи евразийской интеграции, евразийской идентичности. Теперь такие кафедры созданы и в других вузах — их уже больше двадцати. Наши кафедры — это рупор ассамблеи, а также они занимаются научно-исследовательской работой.

Мы в первый год работы преподавали специальный курс «Основы культуры межнациональных отношений». С этого года еще будем преподавать курс «Ценности «Мәңгілік ел». Этот курс будет содержать вопросы истории казахского народа и Казахстана, как государства, традиции казахов и других этносов Казахстана. Преподавание истории в ракурсе идеи «Мәңгілік ел» будет воспитывать в студентах любовь к своей стране, к своему народу.

Кроме того, кафедра Ассамблеи народа Казахстана, так же, как и сама ассамблея, тоже является дискуссионной площадкой — мы проводим конференции, круглые столы с участием известных людей.

— Спасибо за беседу!

Автор: Мейрамбек Байгарин

newstaraz.kz
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

newstaraz.kz

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra
Translate »