В течение дня Kazday следил за ситуацией в стране. В этой хронике мы упорядочили всё, что связано с событиями 21 мая 2016 года.
9:30
В Астане мост, ведущий на левый берег (район Байтерека), оказался закрыт с самого утра. Его ремонт планировали начать не раньше 22 мая в 00:00.
10:15
Площадь у Байтерека не перекрыта, но под максимальным укреплением. Грузовые автомобили, въезжающие во дворы жилых комплексов Нурсая, проверяют полицейские.
11:00
Появляются сообщения о первых задержанных, в том числе, журналистах. Vласть сообщила о том, что в РУВД Алматинского района Астаны увезли шефа бюро аналитического портала Vласть Ирину Севостьянову, корреспондента портала Ratel.kz Анару Бекбасову, журналистов агентств «Интерфакс-Казахстан», «Новости-Казахстан», ИТАР-ТАСС, «Новой газеты — Казахстан» и агентства Россия сегодня.
11:28
В это время становится известно о задержании представителей СМИ в Алматы, Караганде и Уральске.
11:53
Стали появляться сообщения о задержаниях своем неожиданных персон. В Астане у монумента «Байтерек» загрузили в автобус и увезли в отделение полиции Зауреш Баталову. Мы думали, она работает на заседании общественной комиссии, проходящем в это время в Национальном музее (в первом заседании она была), но оказалось, что общественный деятель по собственному желанию отказалась от участия в работе собрания.
12:14
В сети набирает популярность хештег #митинг21, по которому можно проследить хронологию событий в стране. ОМОН разгоняет очередную группу людей в Алматы.
12:23
В это время пользователи Facebook начинают делиться фотографией. На одной из заправок написано объявление: «ГСМ в канистры не отпускаем. Распоряжение акимата». Вообще, сегодня бизнесмены решили перестраховаться, и устроить себе выходной. К примеру, в Астане многие гостиницы, магазины, фитнес-центры и офисы оказались закрыты. Байтерек, кстати, тоже.
12:27
Журналисты, находящиеся в Астане на заседании общественного совета, поинтересовались у министра информации и связи, в связи с чем задержаны представители прессы во многих регионах Казахстана. Даурен Абаев обещает взять этот вопрос на контроль.
12:38
Буквально через несколько минут, задержанных у монумента Байтерек, столичных журналистов отпускают. Граждан, которых забрали с площади вместе с прессой — продолжают держать в отделении. В это время по всей стране происходят задержания почти всех, кто оказывается вблизи предполагаемых мест проведения митингов.
12:56
Новая партия журналистов попадает в отделение полиции. В Караганде — журналист издания «Новый вестник» Елена Ульянкина и журналисты 101kz Айман Сагатай и Ботагоз Омарова. В Алматы — редактор сайта Esquire.kz Гульнар Бажкенова, репортеры «Радио Азаттык» Асылхан Мамашулы и Вячеслав Половинко. В Уральске – собкор «Радио Азаттык» Санат Урналиев. В Атырау – журналист «Ак Жайык» Мурат Султангалиев и Сания Тойкен из «Радио Азаттык»
13:27
Возникают проблемы с доступом к YouTube, Gmail и другим продуктам Google. Пользователи жалуются на проблемы со входом в социальную сеть Facebook. Невозможно открыть страницы Yandex, приложение Periscope.
13:30
Спецназ оттесняет всех пришедших на центральную площадь Абая в Уральске. В Актобе люди пытались собраться в районе парка в 11 микрорайоне, но правоохранительные органы их не пропустили. В Павлодаре собралось полсотни человек. Участники выступили по вопросу о земле, проголосовали за обращение к президенту страны с требованием запретить продавать земли сельхозназначения в частную собственность, а также передачу земли в аренду иностранцам и разошлись. Однако, полицейские всё же задержали организатора акции, лидера местного филиала ОСДП Серикбая Алибаева.
14:02
Генпрокуратура обещает прокомментировать сегодняшние задержания в Астане и Алматы, сообщил заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко. Но позднее никаких разъяснений так и не было предоставлено. Зато стало известно о том, что МВД проведёт брифинг в 15:00.
15:20
В общем-то никаких особых событий до брифинга МВД и не произошло (не считая постоянных задержаний журналистов и граждан по стране). И первое, что интересовало корреспондентов в главном правоохранительном ведомстве страны, почему их, собственно, задерживают. На что председатель комитета административной полиции Игорь Лепеха ответил: «Это было непреднамеренно. Просто произошло недоразумение».
Мы лишь хотим напомнить, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность.
15:22
«Сегодня мы работали с тем, чтобы митинг не допустить» — заявили в МВД. При этом в ведомстве объяснили, что опасались провокаций в связи с найденными 20 мая в Алматы тайниками с комплектами для изготовления коктейлей Молотова.
В общем-то это всё и объяснило. Заметка о заявлении МВД для многих информагентств стала последним на сегодняшний день о ситуации, связанными с незаконными собраниями. Журналисты будто потеряли интерес ко всему происходящему. Хотя именно они сегодня оказались главными фигурантами в своих же новостях.
«Мы — журналисты. Мы фиксируем факты, — пишет после задержания сотрудник издания Vласть Ирина Севостьянова. — Люди имеют право быть услышанными. Всегда. С санкцией или без. Мы можем перестать выходить в интернете, нас всех по казахстанскому законодательству легко закрыть просто в считанные мгновения. Мы можем печатать листовки и издавать стенгазеты, можем просто сменить професссию. Но когда-нибудь может наступить момент, что быть услышанным станет очень нужно вам. Но об этом некому будет написать».
Митинги удалось не допустить. С одной стороны — и слава Богу, уж очень в последнее время напряжённая обстановка сложилась в стране и в обществе, и непонятно во что это всё могло вылиться. С другой стороны, как считает политолог Досым Сатпаев, власть сегодня использовала силу против оппонентов, что, по его мнению, признак слабости.
«Роковая ошибка в том, что убирая этих оппонентов, которые пытались выразить протест в рамках правового поля, власть освобождает в будущем место для радикалов, которым в принципе не нужен никакой диалог», — пишет политолог по итогам сегодняшнего дня.
Досым Сатпаев указывает на необходимость изменить подход к взаимодействию с обществом.
«Инстинкт самосохранения самой власти давно уже должен был ей подсказать, что другой альтернативы нет. Механизм, открытый формат и представительные участники найдутся всегда. Главное политическая воля. Ведь лучше быть участником управляемого процесса, чем соучастником будущего политического хаоса», — заключает политолог.
(Заглавное фото Владимир Третьяков)