иллюстративное фото с сайта 7kanal.com.ua
Согласно проведенному анализу коррупционные правонарушения при строительстве автомобильных дорог связаны с хищением, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом, пояснили в пресс-службе.
К примеру, в Южно-Казахстанской области завершено расследованием уголовное дело в отношении заместителя директора департамента автомобильных дорог области Сейдувалиева, который в сговоре с руководителем ТОО «Strike and Co» Садырбаевым путем завышения фактической стоимости земельных участков похитил бюджетные средства в размере 68 млн тенге, выделенных на закуп участков для строительства автомагистрали «Западная Европа — Западный Китай».
Аналогичные преступления пресечены в Акмолинской, Жамбылской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Костанайской областях.
Анализ показал ряд причин способствующих совершению коррупционных правонарушений:
— нарушение правил проведения госзакупок при определении поставщика услуг;
— завышение стоимости проекта при разработке проектно-сметной документации;
— наличие «откатов» должностным лицам;
— экономия средств на строительные материалы.
Наряду с этим, установлены риски, способствующие коррупции при приеме объектов в эксплуатацию, контроле за строительством дорог и ответственности за нарушения.
При строительстве, реконструкции и ремонте дорог проверочные процедуры осуществляются исключительно заинтересованными лицами, что увеличивает риски для коррупции.
Технический надзор осуществляется лицами, не обладающими необходимыми знаниями в данной сфере. Проведение экспертизы некомпетентными специалистами, безусловно, влияет на качество строительства дорог.
Еще одним условием для коррупции при строительстве дорог является отсутствие контроля со стороны общественности при принятии решений, отмечают в пресс-службе.
Так, при приеме объектов в эксплуатацию создаются специальные комиссии. В их состав входят исключительно представители заказчика, генерального подрядчика, архитектуры и градостроительства местных исполнительных органов. Отсутствие институтов гражданского общества в приемочных комиссиях является одним из условий для коррупции.
Так, в целях исключения коррупционных рисков и повышения качества строительства автомобильных дорог предлагается:
— кардинально пересмотреть механизмы контроля за строительство автомобильных дорог с широким привлечением общественных институтов;
— обеспечить исполнение законодательства «О доступе к информации» национальным оператором АО «КазАвтоЖол» и местными исполнительными органами в части публикации на собственных сайтах полной информации о строительстве дорог;
— установить в качестве необходимого требования для аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору, обязательное наличие в штате аттестованных экспертов, имеющих специализацию в области строительства автомобильных дорог;
— пересмотреть систему планирования и освоения бюджетных средств местными исполнительными органами, так как при существующих подходах проведения госзакупок, финансировании и принятии объектов в эксплуатацию, существуют риски фиктивного подписания актов выполненных работ с целью своевременного освоения бюджетных средств;
— пересмотреть существующие стандарты, нормы и правила (СНиП) строительства автомобильных дорог с внедрением новых передовых технологий;
— Министерству по инвестициям и развитию, местным исполнительным органам провести глубокий внутренний анализ коррупционных рисков с последующим их устранением, а также усилить контроль при строительстве автомобильных дорог.