Концепцией развития Ассамблеи народа Казахстана до 2025 года, утвержденной Указом Президента РК №148 от 28 декабря 2015 года, предусмотрена модернизация деятельности научно-экспертного совета АНК и его научно-экспертных групп в регионах, кафедр АНК с учетом задач по формированию Нации единого будущего.
В беседе с нашим корреспондентом заведующий кафедрой Ассамблеи народа Казахстана Евразийского национального университета им. Л.Гумилева Анатолий Башмаков говорит о роли Ассамблеи в формировании культуры межнациональных отношений в республике, а также о новых направлениях работы АНК.
— Анатолий Афанасьевич, как была создана Ассамблея народа Казахстана, и с какой целью?
— Еще в советские времена у первого секретаря Центрального комитета Компартии Казахстана Нурсултана Назарбаева возникала идея создать такой общественный институт, который мог бы стать регулятивным и методологическим центром по формированию культуры межнациональных отношений. Потому, что Казахстан был к тому времени уже республикой, где проживали представители более 130 этносов. После обретения независимости эта идея была озвучена Президентом Казахстана — в 1992 году на первом Форуме народа Казахстана, который и стал базой для создания Ассамблеи. Затем Президент своим Указом от 1 марта 1995 года создал Ассамблею народов Казахстана. Но вскоре произошла качественная трансформация и было изменено название — теперь этот институт называется «Ассамблея народа Казахстан». Это не игра слов, это методологический подход — этим, как и в Конституции, были устранены границы между этносами и культурами в нашей стране, заложена основа для формирования единой для всех казахстанской идентичности. Это наша главная политическая парадигма — в Казахстане живет один народ. Казахстанская идентичность — это коллективное «Я», независимо от этнической принадлежности. Казахи говорят, что Родина — это там, где тебе перерезали пуповину. Вся политика нашего государства направлена на то, чтобы формировать у казахстанцев любовь к своей земле, культуру межэтнических отношений, и Ассамблея стала основным органом, проводящим эту политику. Если развивать эту мысль, то за 21 год существования Ассамблеи она росла и вширь, и вглубь. Во всех областях действуют региональные Ассамблеи, создан научно-экспертный совет Ассамблеи, в который входят 35 докторов наук, 10 кандидатов наук, доктора PhD, руководители научно-исследовательских институтов. Кстати, при региональных Ассамблеях работают свои научно-экспертные советы, в которые входят местные ученые, практики, аналитики.
Таким образом, Ассамблея народа Казахстана была создана, как диалоговая площадка для представителей всех этносов, и экспертно-консультативный орган, деятельность которого направлена на реализацию государственной политики в сфере межнациональных отношений.
Следует отметить, что идея казахстанской идентичности тесно связана с теорией комплементарности Льва Николаевича Гумилева — о взаимодополняющих этносах Евразии. Вы знаете, что главным направлением нашего Президента является казахстанская идентичность, и здесь можно вспомнить его высказывания о том, что полиэтничность Казахстана, в первую очередь — не проблема, а большое преимущество в современном мире. Когда спрашивают, почему в Казахстане нет проблем между казахами и русскими — я думаю, это потому, что русские, как оседлый народ Евразии, и казахи, как самый большой из кочевых тюркских народов, за многие века сосуществования стали на 90 процентов близки друг к другу по своему духовному миру. Для казахов, как и для русских, материальное не главное. Это народы-коллективисты. Мы уважительно относимся к власти, к родителям, к семье. И эти духовные ценности становятся общими для всех казахстанцев.
Мы не должны утратить традиционные ценности — ценности ««Мәңгілік ел», на которых веками стояло казахстанское общество. Без этого духовного ядра не может быть общественного иммунитета к информационным атаками и провокациям.
В моем представлении, Ассамблея — это школа патриотизма, это академия казахстанского духа. Это мощный опорный пункт, который формирует не только культуру межнациональных отношений в нашей стране, формирует не только казахстанскую идентичность. Судя по тому огромному интересу к работе Ассамблеи в России и в других странах Евразийского экономического союза, наша Ассамблея формирует уже и евразийскую идентичность, без чего, конечно, сегодня не может успешно продолжаться реализация проекта евразийской интеграции, инициированного нашим Президентом.
— Позднее, в рамках конституционной реформы 2007 года статус Ассамблеи был повышен — она может избирать девять депутатов в Мажилис. Какая, на Ваш взгляд, была необходимость в представительстве Ассамблеи в высшем законодательном органе страны?
— Ранее высказывались предложения создать аналог Совета национальностей в Верховном Совете СССР. Классическая схема парламента — две палаты. В более чем 60 странах мира действуют двухпалатные парламенты. Но есть и трехпалатные. Создание третьей палаты обосновывали полиэтничностью Казахстана. После множества обсуждений, по предложению Главы государства, было решено, что будет лучше, если сама Ассамблея закрепит свое положение через своих представителей в Парламенте. При этом депутат Мажилиса от ассамблеи представляет не свой этнос, а все этносы страны и это очень важно. Аналога такой системе представительства этносов в Парламенте в мире нет.
— В некоторых странах есть институты, похожие на Ассамблею народа Казахстана — по названиям, по функциям. В чем уникальность нашей ассамблеи?
— Вообще, аналогов нашей ассамблеи не так уж много. Есть, например, такие организации в России, Кыргызстане. Главное отличие Ассамблеи народа Казахстана в том, что ее возглавляет сам Глава государства, а в этих странах это поручается каким-нибудь известным деятелям. Здесь важен политический статус, стержень работы ассамблеи. Далее, у таких организаций в других странах нет представительства в высшем законодательном органе. Я считаю, что эти девять депутатов от АНК, как нерв, позволяют нам чувствовать любые проблемы, любые трудности, если они возникают у любого этноса в нашей стране. И еще — используя парламентскую трибуну, Ассамблея, располагающая большим потенциалом в виде научно-экспертного совета имеет возможность вносить любые предложения, в том числе законодательного характера. Мы создали систему обратной связи между этносами и властью. В дополнение к ней мы создали новую структуру — коллегию депутатского корпуса Ассамблеи, в которую входят действующие и бывшие депутаты от АНК, и я тоже в нее вхожу.
— Возможно ли, расширение функций Ассамблеи в будущем, есть ли необходимость в этом?
— За последние три года Ассамблея взяла на себя некоторые дополнительные задачи, в частности, работу с неправительственными организациями. Ведь НПО тоже, каждое по-своему, представляют народ Казахстана. Кроме того, есть много людей, которые требуют особого внимания со стороны общества и государства. НПО работают в тех сферах, где государственные органы не имеют достаточной гибкости. Например, простая человеческая отзывчивость, проявляемая сотрудниками НПО, нередко решает очень сложные проблемы. С другой стороны, ассамблея ведь тоже неправительственная организация, и мы работаем над культурой межчеловеческих отношений. По нашей инициативе учрежден праздник — День благодарности, который отмечается 1 марта, в день создания ассамблеи. Благодарность и отзывчивость — это понятия одного корня.
Еще один вопрос, над которым мы активизируем свою работу — это изучение государственного языка. Не секрет, что помимо объективных причин, есть и субъективные — пренебрежение, или страх, что казахский язык трудно выучить. Ассамблея взяла на себя инициативу продвижения государственного языка, как части культуры межнациональных отношений. В ассамблее сидят представители всех национальностей, и они транслируют на своих соплеменников понимание необходимости изучения государственного языка. Не волевым путем, а путем воспитания внутренней потребности. Когда я выступаю на различных мероприятиях, то напоминаю, что в прошлые века в России многие дворяне не знали русского языка, а старались изучать французский и немецкий языки. Аналогично, в первую очередь, это касается русских в Казахстане — нужно знать язык страны, в которой ты живешь, благами которой пользуешься. В будущем признак культуры и интеллигентности любого русского будет определяться знанием государственного языка. Сам не успел — создай условия сыну или дочке. Это будет уважительным ответом земле, на которой ты родился.
— А с религиозными объединениями вы работаете? Ведь это тоже очень сложная сфера…
— Безусловно, без сотрудничества с религиозными объединениями мы не можем решать поставленные перед нами задачи. Ассамблея проводит встречи с религиозными деятелями. Не учитывая религиозных особенностей казахстанских этносов, невозможно формировать культуру межнациональных отношений.
Сейчас приобретает особую актуальность работа по профилактике религиозного экстремизма и терроризма. В какой-то степени это наше упущение, что в стране распространились деструктивные религиозные течения. Люди, даже внутри одного этноса, одной конфессии делятся еще и на какие-то течения, не толерантные друг к другу. Раньше ислам, который исповедовали, практически, 100 процентов казахов, был основой уважительного, можно сказать, интеллигентного отношения между людьми. А вот у представителей некоторых нетрадиционных течений исламского толка цели уже другие. Например, актюбинские террористы — откуда у них такое отношение? Ни в какой религии нет предписаний, чтобы творить такие дела.
Ассамблея уже провела несколько обсуждений с представителями разных конфессий и течений, и я думаю, что этот вопрос нами не до конца изучен. Поэтому, мы будем заниматься этими проблемами серьезно, в тесном сотрудничестве с религиозными объединениями, учеными и экспертами.
— Расскажите, какие дисциплины преподаются на кафедре Ассамблеи народа Казахстана?
— Первая кафедра Ассамблеи народа Казахстана была открыта три года назад в Евразийском национальном университете имени Гумилева. И это не случайно, ведь теории великого российского тюрколога — об этногенезе, комплементарности этносов, — легли в основу идеи евразийской интеграции, евразийской идентичности. Теперь такие кафедры созданы и в других вузах — их уже больше двадцати. Наши кафедры — это рупор ассамблеи, а также они занимаются научно-исследовательской работой.
Мы в первый год работы преподавали специальный курс «Основы культуры межнациональных отношений». С этого года еще будем преподавать курс «Ценности «Мәңгілік ел». Этот курс будет содержать вопросы истории казахского народа и Казахстана, как государства, традиции казахов и других этносов Казахстана. Преподавание истории в ракурсе идеи «Мәңгілік ел» будет воспитывать в студентах любовь к своей стране, к своему народу.
Кроме того, кафедра Ассамблеи народа Казахстана, так же, как и сама ассамблея, тоже является дискуссионной площадкой — мы проводим конференции, круглые столы с участием известных людей.
— Спасибо за беседу!
Автор: Мейрамбек Байгарин