Споры вокруг городища Талхиз в Талгаре идут уже несколько лет. Как известно, согласно госплану через исторический памятник должна была быть проложена дорога, 17 километров которой уже построено. Разрушение Талхиза, являющегося частью проекта Шелковый путь, входящего в список ЮНЕСКО, вызвало широчайший резонанс в прессе и социальных сетях.
Лишь совсем недавно в деле была поставлена точка – вице-премьер Имангали Тасмагамбетов на выездном совещании запретил строительство дороги на заповедной фактически территории. Известный ахеолог Карл Байпаков – один из активных исследователей гордища. Сегодня он, как и многие, считает себя победителем, но скромно призывает никого не героизировать.
— Наш народ любит искать героев по любому поводу. Но повод действительно хороший и я считаю, что спасение городища Талхиз (а это, бесспорно, спасение) является результатом того, что нашли общий язык профильные органы, а СМИ и социальные сети широко дискутировали на тему сохранения исторического памятника.
— Но ведь и ваша заслуга тут есть?
— На самом деле многие переживали и помогали. Что же касается меня, то я был одним из тех, кто номинировал Талхиз на включение в список наследия ЮНЕСКО. Эта идея – идея включения многих объектов Шелкового пути в вышеназванный список – появилась еще в 2004 году на совещании в Алматы, посвященном культурному наследию. Тогда ученые из Средней Азии, Казахстана и Китая и инициировали этот проект.
Шелковый путь – это явление, феномен, который трудно переоценить. Это были не только торговые жилы и постоянный обмен знаниями, это был «первый интернет», невероятная по тем временам коммуникационная сеть. Купцы, дипломаты, авантюристы и ученые – все они являлись носителями информации.
Только в XIII веке через современную территорию Казахстана прошла целая плеяда великих путешественников. Среди них дипломат Вильгельм Рубрук, посол французского короля Людовика IX к хану Мункэ; Плано Карпини – посланник Папы Римского.
Через Жетысу проходили Ярослав Мудрый и Александр Невский. Этот отрезок Шелкового пути был в то время очень многолюдным и популярным.
До недавнего времени мы считали, что северо-восток Жетысу – край исключительно номадический, и тут в разные времена жили лишь кочевники – саки, уйсуни, тюрки, казахи.
Городище Талхиз (а также Кайлык, Алматы) доказывает, что не все так линейно, и это в том числе и край городов. И самое древнее его упоминание было в персидских источниках в 981 году.
Писалось там, что город стоит среди гор, и живут в нем тюркские племена – чигели и карлуки. Главное было найти город. И археологи его нашли.
— Как и когда городище попало в список ЮНЕСКО?
— С момента зарождения идеи и внесением в список прошло почти десять лет, в 2014 году, после того, как было собрано огромное количество данных, проведен колоссальный объем археологических изысканий, опрашивались десятки экспертов и т.д.
Нужно было доказать, что города и объекты на Шелковом пути представляют собой высочайшую мировую историческую ценность. В этом списке и Тадж-Махал, и Колизей и т.п. И наши города очень своеобразны, потому что находились на стыке кочевой степи и полосы оседлости.
Шелковый путь и конкретно Талхиз являются национальной гордостью и нельзя их разрушать. Самое главное, теперь дороги не будет – она пойдет в обход городища, а само оно будет рекультивировано.
Это же как надо не любить свою страну, чтобы делать такие выводы?.. Если даже ЮНЕСКО признала его памятником мирового масштаба. В итоге в заблуждение были введены почти все.
Кто-то сегодня считает, сколько средств было вложено в эти несколько сот дороги, я же думаю, что самое главное – работы запрещены, а территория будет ограждена. Ошибки налицо. Дорога тоже нужна, необходима. И разумный баланс наконец-то найден – дорога пойдет вокруг городища.
Мы же в свою очередь, не должны надеяться на то, что ЮНЕСКО будет заботиться о Талхизе и еще семи памятниках, находящихся на территории Казахстана и входящих в проект Шелковый путь.
Мы сами должны тщательно следить за ними, построить нормальные удобные подъезды, сделать из них объекты для туризма.
В Талгаре – удивительные по красоте места и их рациональное использование будет работать на развитие туристического кластера в области.