Айдын Аимбетов, третий казахстанский космонавт полковник ВВС РК

Этапы звездного пути

Айдын Аимбетов, третий казахстанский космонавт полковник ВВС РК

Третий казахстанский космонавт полковник ВВС РК Айдын Аимбетов 2 сентября отправился в составе интернационального экипажа на Международную космическую станцию, пробыл за пределами земной атмосферы около 10 суток и провел ряд научных исследований.

Президент РК Нурсултан Назарбаев за выдающиеся заслуги в освоении космического пространства, героизм и мужество присвоил космонавту звания «Халық қаһарманы» и «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы». О том, как проходила работа на орбите Земли и как полет в космос влияет на человека, наша беседа с космонавтом Айдыном АИМБЕТОВЫМ.

– Айдын Аканович, расскажите о том, как начиналось ваше космическое путешествие, ведь известно, что полет третьего космонавта из Казахстана откладывался и переносился.

– Знаете, если говорить об этом полете, то в первую очередь надо сказать о человеке, без которого он бы в принципе не состоялся. Этот человек – наш Президент Нурсултан Назарбаев. Только его политическая воля, его активная поддержка и пристальное внимание как конкретно к этому полету, так и к развитию отечественной космонавтики в целом, сделали возможным то, что Казахстан сумел стать одной из 9 стран мира, на долю которых приходится 3 и более покорителей космического пространства. 


Фото: С.Бондаренко и Б.Отарбаева 

Совсем недавно на церемонии в Акорде Нурсултан Абишевич поздравил меня с высшим званием нашей страны – «Халық қаһарманы». Тогда он сказал, что полет третьего казахстанского космонавта – это новый старт для космического будущего Казахстана, что бросить вызов земному притяжению под силу только самым достойным и мужественным, что этот подвиг совершен во имя и для всего народа Казахстана. Я бы хотел все эти слова адресовать самому Президенту, потому что именно благодаря ему стало возможным то, что флаг нашей страны вновь поднялся над Землей на такую невероятную высоту. Вся его жизнь, все то, что он делает для развития нашей страны – вот беспримерный подвиг служения народу. Я убежден, что истинный Халық қаһарманы, истинный народный герой – это как раз наш Елбасы.

Так что мое путешествие, а также все достижения Казахстана, связанные с космической сферой, – это результат деятельности Главы государства. И несмотря на то, что вся его работа происходит на Земле, именно его с полным на то правом можно называть самым главным казахстанским покорителем космоса.

Если говорить конкретно о моей подготовке к полету, то она заняла не один год. Первоначально полет казахстанского космонавта намечался на 3 сентября 2009 года. Уже был достигнут ряд ключевых договоренностей по этому вопросу, но по причине мирового экономического кризиса полет был перенесен. 

Тогда по приглашению Талгата Мусабаева я начал работать в структуре Казкосмоса, в декабре 2009 года принес присягу как государственный служащий и стал советником председателя Казахстанского национального космического агентства. Дальше пошел работать по профильному образованию, возглавил отдел информационно-образовательного обеспечения космических технологий в Институте космических исследований имени Султангазина, затем стал заместителем директора Института космической техники и технологий при Национальном центре космических исследований и технологий Казкосмоса. 

Все эти шесть лет, с 2009 по 2015 год, постоянно велась работа и шли переговоры как с Россией, так и с Китаем о включении казахстанского космонавта в состав международного космического экипажа. 

В этот период я продолжал подготовку, в 2012 году 12 октября мне был присвоен статус космонавта-испытателя Респуб­лики Казахстан. Все это время я не терял надежды, что полет состоится. И он состоялся благодаря решению нашего Президента Нурсултана Назарбаева. При встрече с Президентом России Владимиром Путиным 9 мая нынешнего года была достигнута договоренность о полете казахстанского космонавта в составе интернационального экипажа осенью 2015 года, и тогда уже было принято решение о продолжении подготовки. 


Фото М.Куракова

В рамках подготовки я сдал успешно все зачеты, получил статус бортинженера, то есть технического специалиста, подготовленного для управления системой космического корабля.

Мою кандидатуру в качестве участника космического полета ТПК «Союз ТМА-18М» утвердила 22 июня 2015 года Межведомственная комиссия в Центре подготовки космонавтов. Одновременно проходили подготовку к полету на орбиту российский космонавт Сергей Волков и европейский астронавт Андреас Могенсен.

Дальше процесс пошел по графику, в конце июля я получил заключение Государственной медицинской комиссии в Центре подготовки космонавтов о годности по состоянию здоровья к космическому полету, в августе прошел комплексные тренировки в качестве бортинженера основного экипажа корабля, затем наш экипаж сдал зачетную тренировку на тренажере ТПК «Союз ТМА-М». Затем по решению Межведомственной комиссии нас направили на продолжение предполетной подготовки на космодром Байконур.


Фото М.Куракова

Полет начался 2 сентября 2015 года. «Союз ТМА-18М» с экипажем в составе командира корабля Волкова, бортинженеров Аимбетова и Могенсена стартовал в 7 часов 37 минут по московскому времени со стартового комплекса площадки № 1, которую еще называют «Гагаринский старт», космодрома Байконур. Стыковка корабля с орбитальной станцией проведена в автоматическом режиме 4 сентября. 

– Состав экипажей, как постоянно работающих на Международной космической станции, так и прибывающих туда, как правило, не только многонацио­нальный, но и международный. Представители разных стран с непохожими менталитетами, говорящие на разных языках, работают вместе. Расскажите, как складывались отношения на МКС.

– Дело в том, что если смотреть на Землю с орбиты, границ не видно. Так и на МКС, там не может быть никакого разделения. На орбите мы все были братьями, несмотря на различия в менталитете и характерах. Ну и, как следствие, мы там общались между собой на некоем «галактическом языке», в котором были международные технические термины, слова из английского, русского, казахского. Помню, что когда мы прибыли к МКС, начали переговоры, у меня вырвалось: «Ассаламалейкум, земляне!» 

Во время космического полета мы провели ряд физических, физико-космических исследований. В частности, исследовали воздействие невесомости и радиации на организм человека. Работали над исследованиями так называемых «кулоновских кристаллов», это эксперимент, связанный с изучением свойств плазмы в невесомости, под воздействием магнитных полей. 

[youtube]https://youtu.be/xByapneSFyc[/youtube]
Проводился эксперимент под общим названием «Ураган» – мониторинг атмо­сферных изменений, грозовой активности в верхней атмосфере с борта космического аппарата, состояния ледников в Восточном Казахстане, изучение скорости их таяния. Также проведен мониторинг трубопроводных линий транспортировки углеводородов, изучены области шельфа Каспия, где имеется ряд больших законсервированных скважин.

На орбите проведены масштабные экологические исследования по наблюдению из космоса и изучению состояния Аральского моря. И еще был проведен интересный эксперимент, разработанный казахстанскими учеными, по использованию ряда продуктов питания в условиях космического полета.

Приземление Айдына Аимбетова на Землю

[youtube]https://youtu.be/0qnic4eEeN0[/youtube]
По итогам экспериментов будут сделаны выводы уже на Земле, многое еще необходимо обработать, переосмыслить. Результаты этих экспериментов, в частности «кулоновского кристалла», могут быть использованы в электронике при создании композитных материалов. Некоторые полученные данные найдут применение в медицине, другие – в разработке бортового оборудования для летательных аппаратов. 

– Научные исследования имеют, безу­словно, большую ценность. Но ведь любое событие запоминается благодаря эмоциям. Поделитесь вашими самыми яркими впечатлениями от полета.

– Конечно, самым ярким впечатлением стал вид Земли из иллюминатора. Это поистине волшебное зрелище. И я бы с удовольствием еще раз полетел не только на орбиту, даже поучаствовал бы в постройке лунных поселений. Вы знаете, есть китайская лунная программа, американская и российская. В рамках этих программ разрабатываются проекты поселений на спутнике Земли, планируется организация полетов на Луну. Пока, конечно, это не казахстанская программа, но в будущем все возможно. 

[youtube]https://youtu.be/Pikp04vI2WY[/youtube]
Еще одним незабываемым впечатлением был так называемый звездопад. На станции все космонавты наблюдают такое явление, когда закрываешь глаза, можно увидеть звездопад из световых вспышек, точек, черточек. Такой эффект дают тяжелые заряженные частицы, которые входят в состав космических лучей, проходящих через галактику. Когда эти частицы проходят через глазное дно, через сетчатку, можно, не открывая глаз, увидеть вспышки. Это можно наблюдать только в условиях космоса. 

– Многие мальчишки в детстве заявляют, что мечтают стать космонавтами. Это была и ваша детская мечта?

– Да, однозначно космос был моей мечтой детства. Один момент я очень хорошо помню. Однажды мы с отцом были на сенокосе, лежали и смотрели в ночное небо, и тут пролетел болид. Это была такая яркая огненная стрела в небе, очень красивая. Я, конечно, у отца стал спрашивать, что это такое. Он мне объяснил, что иногда на Землю прилетают космические «гости» – небесные тела: болиды, метеоры, они путешествуют в космосе, а попадая в нашу атмосферу, ярко вспыхивают, и мы видим падающие звезды или огненные стрелы. Тогда у меня появилась мечта – полететь в космос. Тем более в наше время все мальчишки мечтали быть как Юрий Гагарин, который нас вдохновил, открыл дорогу в космос всему миру. Это тоже очень сильно на меня повлияло, и я еще в школе твердо решил, что стану космонавтом. 
Потом уже начал строить планы, узнал, что в космические полеты отправляют только военных с хорошим здоровьем. И я начал активно заниматься спортом, чтобы было крепкое здоровье. Кроме того, я изучал технические науки, даже в школе моими любимыми предметами были физика, математика и химия. 

Учился я хорошо, хотя как подросток иногда хулиганил. Но на достижениях это не отразилось, школу я окончил с золотой медалью. Конечно, после выпуска ни дня не сомневался, поехал поступать в военное училище. Окончил высшее военное училище в Армавире, в России, специальность – «командная тактическая истребительной авиации», получил квалификацию летчика-инженера. С мая 1993 года проходил службу в Военно-воздушных силах Республики Казахстан, был сначала летчиком, потом старшим летчиком, командиром авиационного звена на авиабазе «Барсы Жетысу» близ города Талдыкоргана. Освоил самолеты Л-39, МиГ-23МЛ, МиГ-27МД, Су-27. Стал инструктором парашютно-десантной подготовки.

– В состав космического экипажа попасть непросто. Какие качества необходимы и сколько нужно времени, чтобы стать космонавтом?

– Во-первых, необходимо высшее образование, без него просто невозможно будет усвоить необходимую информацию, которую дают при космической подготовке. Также необходимо наличие хорошего здоровья. Без этого нельзя пройти ни подготовку, ни программу самого полета. 

Первое заявление о зачислении в отряд космонавтов я подавал в 1993 году. Затем еще одно заявление, в мае 2001 года, для отбора в первый отряд космонавтов Казахстана. Летом следующего года в рамках реализации российско-казахстанской договоренности о проведении совместного космического полета я проходил медицинскую комиссию в Институте медико-биологических проблем в Москве, и 9 ноября 2002 года был рекомендован для включения в отряд космонавтов Республики Казахстан. Потом была главная медкомиссия в 2002 году, допуск к тренировкам в составе группы российских кандидатов в космонавты, общекосмическая подготовка в Центре подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина (ЦПК) в Звездном городке. 

Если говорить о подготовке, то ее первая стадия – общая космическая подготовка – продолжается два года. После ее завершения присваивается квалификация «космонавт-испытатель». Далее идут подготовка в группе специализации, совершенствование знаний именно по российскому сегменту МКС, этот этап продолжается от двух до четырех лет. И только после этого – переход к подготовке в составе экипажа для работы по конкретной космической программе. То есть минимум восемь лет нужно, чтобы стать профессиональным космонавтом. В моем случае потребовалось 12 лет.

– Некоторые события в жизни человека называют судьбоносными. Думаю, полет в космос тоже можно к ним отнести. Как изменился мир для вас после того, как вы побывали в космосе?

– Во время космического полета очень многое происходит с нами, чего, может быть, внешне не заметно. Идет большая внутренняя работа, человек переосмысливает свою жизнь. Вспоминались напутствия и пожелания, которые высказывали и руководители, и родственники, какие-то идеи, которые казались мне важными. В космосе все это переосмысливаешь. 

После возвращения из космоса я лично стал более терпимым. Там приходит понимание, что человек – это только песчинка в бесконечном космическом пространстве, нужно быть терпимыми друг к другу.

И в то же время я осознал, насколько важно и нужно быть патриотом. Ведь мой полет состоялся во многом благодаря моей стране, нашему Президенту, нашему народу, который меня поддерживал. У нас многонациональный народ, и мы должны жить дружно, только так можно многого добиться.

Еще я заметил, что казахстанская молодежь активно интересуется космической отраслью. На встречах именно молодые люди часто меня спрашивают, как стать космонавтом, где продолжить обучение, как попасть в отряд, в состав экипажа. Это доказывает, что наше молодое поколение сохранило активный интерес к этой сфере, и в будущем они станут теми необходимыми кадрами, теми целеустремленными людьми, которые будут двигать казахстанскую космонавтику.

Автор: Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ

Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий