Багдат Мусин. Фото facebook.com/BagdatMussin
Глава Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК Багдат Мусин поделился личным опытом работы с различными консалтинговыми компаниями, передает корреспондент Tengrinews.kz со ссылкой на его Facebook.
«Читая одну статью, и высказывание про консультантов, вспомнил такую шутку: «Консультант – это человек, который, чтобы ответить на вопрос клиента: «Который час?» — просит его часы. И потом забирает их в качестве гонорара».
Из личного опыта работы с различными консалтинговыми компаниями я сделал такие выводы:
1. Наличие средств на привлечение консультантов и само присутствие их во время выполнения какой-либо конкретной задачи очень расслабляет. Ты уже не чувствуешь ответственности за нее, так как перед стейкхолдерами всегда можешь оправдаться: «Да, это же консультанты говорили…».
2. Когда они бросаются умными выражениями и словосочетаниями, все в основном «хавают» это. И считают их чуть ли не полубогами… Безусловно, надо отдать должное, у них есть определенная база знаний. Но и только.
3. Они «впаривают» бенчмарк не исходя из каких-то критериев, подходящих для твоего кейса. Они просто дают то, с чем знакомы, или кейсы, с которыми им приходилось сталкиваться, или, что еще хуже, с которыми они удосужились ознакомиться за ночь до презентации…
4. Они не чувствуют твоих идей и не готовы просчитывать их! Они делают кучу интервью, но на самом деле пишут только то, что они способны просчитать. Когда ты им воодушевленно что-то объясняешь и надеешься на их комменты, они могут сказать: «Да, мы просчитаем», а потом снова «впаривают» какую-нибудь ерунду. Только в редких случаях находят то, что тебе надо. Именно находят! А не анализируют и придумывают сами. Просто находят из своей базы данных.
«Консультанты нужны, чтобы собрать информацию. Они знают, как делали другие, но делать сами, руками, не умеют», – говорит Герман Греф», — пишет Багдат Мусин.
Это все не означает, что теперь надо полностью отказаться от помощи зарубежных консалтинговых компаний и экспертов в той или иной области, отмечает Багдат Мусин.
«Они большой источник информации о лучших мировых практиках и отрицательном опыте. При работе с консалтами надо учитывать следующие моменты:
1. Надо критически относиться к любой предложенной ими идее или предложению, перерабатывать и адаптировать предложения конкретно под вашу компанию или проект;
2. Обсуждать и анализировать полученную от них информацию с профессионалами в своей компании. Если вы понимаете, что они дают неверный совет, то вы не обязаны его применять;
3. Заниматься развитием человеческого потенциала в компании, взращивать своих высоквалифицированных специалистов;
4. Постепенно надо отказываться от участия внешних консультантов, так для них в любом случае основным приоритетом будет развитие не нашей экономики, а той страны, где зарегистрирована их компания. Как говорит Адизес, Вы сами лучшие консультанты для вашего бизнеса!!! Лучше вас НИКТО не знает как развивать ваш бизнес! И если все таки вы вынуждены привлекать консалтеров, главная рекомендация, это жесткая привязка к success fee! И именно long term! То есть оплата 50% денег после того как сбылось все то что они рекомендовали… если нет, сорри!», — пояснил Багдат Мусин (орфография и пунктуация сохранены).