Бэби-боксы спровоцируют рост числа брошенных детей — МЗСР РК

В МЗСР РК считают, что внедрение системы «Бэби-бокс» будет нарушать Конвенцию о правах ребенка.

Введение в Казахстане системы «Бэби-бокс» будет способствовать росту числа отказных детей, считают в Министерстве здравоохранения и социального развития РК. Кроме того, подобная практика будет нарушать Конвенцию о правах ребенка, считают в ведомстве. Об этом говорится в ответе МЗСР на официальный запрос Today.kz.

Бэби-боксы — это специальным образом оборудованные места в клиниках, где можно безопасно оставить ребенка, от которого мать по тем или иным причинам решила отказаться. Лицо, оставившее в таком «ящике» ребенка, никакой ответственности не несет, если на теле ребенка не обнаружено телесных повреждений.

В Казахстане появление бэби-боксов пророчили к концу 2015 года. Нововведение было частью проекта общенационального плана мероприятий по укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей в Республике Казахстан на 2015-2020 годы, который находился на стадии обсуждения.

Однако, как выяснилось, внедрение системы «Бэби-бокс» будет нарушать Конвенцию о правах ребенка и противоречить статье 60 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» в части «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей», а также будет способствовать повышению количества подкинутых детей в стране, говорится в сообщении.

«Бэби-боксы» не являются «спасающими жизнь», как говорится везде, а представляют инициативу для отказа от детей. В этой связи Комитет ООН по правам ребенка в заключительных рекомендациях рекомендует ряду стран воздержаться от такой практики», — отмечают в Департаменте организации медицинской помощи МЗСР РК.

Мнение по поводу введения в Казахстане системы «Бэби-бокс» неоднозначное. Одни возмущаются, что женщины начнут сдавать младенцев, будто вещь. Другие настаивают на их открытии, приводя главный козырь – сохранение жизни ребенка.

Между тем в последнее время, к сожалению, имели место случаи, когда мамаши оставляли своих младенцев на верную гибель, а то и вовсе выбрасывали. Одна из трагедий, потрясших страну, произошла в Жамбылской области. 16-летняя школьница из села Ушарал, скрывавшая беременность под корсетом, родила ребенка в автомобиле. Мать девочки решила сразу же избавиться от нежеланного малыша, выбросив новорожденного из окна движущейся машины на трассу. Младенец получил травмы, не совместимые с жизнью.

Еще один шокирующий случай тоже произошел на юге республики в начале января. Тогда новорожденного ребенка нашли в общественном туалете на трассе. Младенец лежал на дне выгребной ямы. Девочку удалось спасти только благодаря случайным проезжим.

17 января на автодороге в Мангистауской области была найдена коробка с телом ребенка. Теперь полиция выясняет, родился ли малыш мертвым или умер в результате переохлаждения.

Опрошенные Today.kz специалисты пояснили, что животный страх и издержки воспитания —  главные причины, которые толкают девушек на избавление от своих новорожденных детей.

Бэби-бокс дает право на жизнь

Врач и президент общественного фонда «Аман-саулык» Бахыт Туменова выразила несогласие с доводами Минздрава, предположив, что ведомство прибегло к отговорке от нежелания заниматься проблемой всерьез и брать на себя лишнюю работу. Туменова, напротив, предлагает создать широкую сеть бэби-боксов по стране, с обязательными оборудованными пунктами при родильных домах и Домах малютки, что позволит отстоять право на ребенка на жизнь. В доказательство Туменова привела пример из личного опыта.

«Когда работала в детской инфекционной больнице, приходилось видеть много брошенных детей. Помню историю, когда мы знали, что мама собирается оставить малышку. Но как бы мы ее ни уговаривали и какие аргументы ни приводили, она все равно его бросила и сбежала. То есть если женщина решила бросить ребенка, для нее не имеет значение, есть бэби-бокс, нет бэби-бокса, она это сделает. Просто, если будет бэби-бокс, повышается вероятность того, что она оставит его в оборудованном месте. Сегодня они оставляют на помойках, на дорогах, даже в туалетах и канализационных люках. У нас сейчас нет бэби-боксов, тогда почему они бросают?, — задается вопросом Бахыт Туменова. — Получается, это отговорка. А мы должны позаботиться о ребенке».

«Поэтому если мы создадим сеть оборудованных приемных пунктов для отказных детей, то не только не спровоцируем или усугубим ситуацию, но дадим шанс ребенку на спасение жизни. И, поверьте, жизнь даже одного спасенного ребенка гораздо дороже, чем эти бэби-боксы», — заключила врач.

Минздрав настаивает на профилактике

В МЗСР РК утверждают, что профилактика сиротства — более эффективный способ. Для этого в ведомстве работают по направлению своевременного выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также женщин группы риска, потенциально готовых отказаться от детей.

По данным министерства, такое направление деятельности ПМСП позволило снизить количество отказов от детей в Домах ребенка. Так, на начало 2015 года таких детей было 1284 (в 2013 году -1407), при этом число детей до 1 года составило 23,4 процента (301).

Кроме того, на уровне родильных домов с матерями группы риска осуществляется работа психологов, что позволило снизить количество отказов от детей. Благодаря оказанию специальных социальных услуг в родильных домах удалось предотвратить отказ матери от ребенка (36,9 процента детей остались с мамами, 4,1 процента детей усыновлены родственниками, в 8,9 процента случаев мамы с детьми находятся в Домах мамы.

«Почти во всех регионах Казахстана функционируют 26 Домов мамы: в Астане, Алматы, Караганде, Актобе, Шымкенте, Талдыкоргане, Костанае, Усть-Каменогорске, Уральске, Атырау, Актау, Кокшетау, Петропавловске, Семее, Таразе, Павлодаре, Кызылорде. С начала открытия Домами мамы оказана поддержка 1171 женщине и детям. За 2015 год определились более 589 (50 процентов) человек, из них 301 (25,7 процента) женщина с ребенком воссоединились с семьей», — сказали в ведомстве.

А как быть брошенным?

Директор общественного фонда «Улагатты жануя» Марианна Гурина поддерживает идею МЗСР РК по расширению профилактических мер в школах и семьях, но сомневается в их эффективности в медицинских учреждениях и органах опеки.

«Сейчас, например, профилактически взывать к совести врача, чтобы он убеждал девочек не бросать своих детей и указывал им дорогу в Дома матери, в Дом ребенка, в Дом надежды, мы не можем. Потому что у этого врача крутится мысль, как заработать деньги. И на самом деле ему хочется, чтобы она оставила этого ребенка, а он распорядится, как ему нужно. У нас не работает сама система опеки и попечительства. В Кодексе «О браке и семье» есть статья 116, в которой говорится, что государство должно принимать все меры, чтобы ребенок находился в семье. И только в крайнем случае он должен находиться в государственном учреждении. Но на самом деле Дома малютки очень заинтересованы, чтобы таких детей было больше, потому что они этим живут. И именно поэтому мы не можем этих детей отдавать в семьи, там саботируют желание приемных родителей: говорят, что нет документов на этого ребенка, какой-то дяденька-тятенька появился… Это все отговорки. И в этом у нас огромная проблема. В этом у нас огромная брешь», — комментирует Гурина.

По словам руководителя казахстанского общественного фонда, решению проблемы мешают слабая информированность молодежи и отсутствие современных законов.

«Есть телефон доверия «150», по которому любая девушка, которая оказалась перед сложным выбором, может позвонить в любое время с любого стационарного телефона, где ей расскажут, ее научат и подскажут все варианты выхода из ситуации, сохранив ребенка. Но если она отказывается категорично, вот здесь у нас в Казахстане – огромный пробел. Говорят, что у нас этого ребенка забирают органы опеки в детский дом. А если бы у матери была возможность найти для своего ребенка новых родителей, другую семью еще на этапе беременности? Так малыш мог бы избежать государственных учреждений и не стал бы неподъемной ношей для биологический матери — вот тогда это было бы решение вопроса. Но у нас этого нет. Этот момент мы не учли. Мы не собираемся никого судить. Но для этого нужны законодательные инициативы. И создание новых форм в порядке усыновления. Для этого можно и нужно подключать неправительственный сектор. Мы готовы над этим работать», — отметила Марианна Гурина.

Между тем в Алматы в Специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних начались предварительные судебные слушания по делу о продаже новорожденных детей. В деле фигурируют 32 человек, в том числе сотрудники родильного отделения Алматинской областной многопрофильной больницы и люди, в семьях которых в настоящее время воспитываются купленные дети. Подсудимым предъявлены обвинения в торговле несовершеннолетними детьми по предварительному сговору, подделке и использовании поддельных документов.

 


Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий