Боец секретного российского частного военного подразделения, известного под названием «Группа Вагнера» или «музыканты», рассказал порталу ERR о службе в Сирии.
Как отмечает издание, подразделение, о котором идет речь, на бумаге официально не существует. Группа воевала «на стороне сирийских проправительственных сил и формировалась из опытных бойцов по заказу министерства обороны России».
Олег участвовал в боях за освобождение Пальмиры. Его зарплата составляла 4500 евро в месяц плюс бонусы. За ранение выплачивалось около 300 тысяч рублей и покрытие расходов на лечение в качественных клиниках. За гибель — пять миллионов рублей семье. Выглядит, как обычный парень, каких тысячи. «Я был наемным работником, а на эту войну мне вообще плевать. Мне нравится эта работа, если бы не нравилась, я бы там не работал», — признался он.
Мужчину не беспокоит, что его могут назвать наемным убийцей: «Так и есть, поехал за деньги. Да может оно и проще, на самом деле?».
«Группа Вагнера» — не обычная частная военная компания. Это миниатюрная армия. «У нас был полный комплект: минометы, гаубицы, танки, боевые машины пехоты и бронетранспортеры», — объясняет Олег.
Командиром подразделения издание называет 47-летнего подполковника запаса Дмитрия Уткина. Служил в спецназе в Печорах. В Сирии не в первый раз — до этого вполне официально работал в составе частной военной компании, известной как «Славянский корпус». Именно Уткин выбрал позывной в честь немецкого композитора Рихарда Вагнера. Поэтому бойцов подразделения и называют музыкантами.
Перед отправкой в Сирию «музыканты» проходили трехмесячную подготовку на полигоне Молькино в прямом соседстве с базой отдельной бригады спецназа ГРУ. В «горячую точку» бойцов привезли на транспортных самолетах 76-й дивизии ВДВ, которая дислоцируется в Псковской области.
«Псковские борта нас возили. Из Молькино на автобусах в Москву: получали загранпаспорта. Оттуда до Чкаловского, с Чкаловского до Моздока на самолетах. Два часа на дозаправку и обслуживание. И еще перелет на пять часов: над Каспием, Иран, Ирак и посадка на базе Хмеймим. Турция не пропускает — напрямую нельзя», — поясняет Олег. После прибытия их поселили в спорткомплексе города, который Олег предпочел не называть.
Технику, включая артиллерию и танки, перебрасывали морем при помощи так называемого «Сирийского экспресса» — на кораблях ВМФ России из Новороссийска в Тартус.
По словам Олега, в Сирии на подконтрольных правительству территориях царит преимущественно светский образ жизни. Женщина в парандже — большая редкость, хотя многие носят хиджаб. В освобождаемых районах Латакии местное население скорее за Асада. «В Латакии кругом портреты Асада и Хафеза Асада — батюшки президента. А так местные не показывают отношения. Это гражданская война — ты либо за, либо против. Если пытаешься быть нейтральным, то тебе, скорее всего, будет плохо», — описывает боец.
Местные, по словам собеседника издания, относятся к русским хорошо, а сирийские военные почти боготворят: «Мы для них — руси. Понимаешь, они очень рады, что русские приехали. Наконец-то, думают они, я опять могу сесть и пить мате, пускай русские воюют. Когда мы приехали в один город, они там всю ночь танцевали на площадях, стреляли в воздух от радости. Зато как они потом расстроились, когда мы уехали!».
При этом Олег не скрывает пренебрежительного отношения к сирийским ополченцам и военным. Вкупе с недостатком боевого духа и военной выучки, боеспособными остаются лишь отдельные подразделения. «Не приведи господь, иметь таких союзников. Потому что они всегда про***вают задачу. Всегда. Во-первых, у них нет подготовки: они не умеют даже стрелять. Во-вторых, у них ужасающее отношение к оружию: они его даже не чистят. Они воруют все, что не приколочено. Тащат все: трубы, проводку, даже кафельную плитку отдирали. Видел, как утащили унитаз», — признался наемник.
Поэтому «Группа Вагнера» действовала там, где было сложнее всего: «Мы всегда были там, где были самые отбросы, самый ад. Все что я видел — это лютейший ад».
Секретное подразделение использовали не только на фронте. «В Хаме есть огромный бронетанковый завод. До приезда наших парней сирийцы ремонтировали по два танка в месяц. Когда приехали наши, они сразу стали выдавать 30 танков в месяц. Работали с утра до вечера: их там, бедных, даже в город не выпускали. Вкалывали как рабы — вечером без ног падали. Наши все уехали, а эти ремонтники там так и остались», — вспоминает Олег.
«Группу Вагнера» вывели из Сирии в конце весны этого года. Последней операцией россиян стала зачистка окрестностей в районе аэропорта неподалеку от Пальмиры, сообщает издание.
Между тем, как сообщают российские СМИ, Дмитрий Уткин, которому приписывают руководство частной военной компанией, был замечен на торжественном приеме в Кремле 9 декабря в честь Дня героев Отечества.
Публикация кадров с Уткиным в Кремле вызвала большой резонанс. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признал, что Уткин действительно был среди приглашенных, но никак не прокомментировал его связь с наемниками.
«Дмитрий Уткин действительно был, он кавалер орденов Мужества, он был действительно от Новгородской области», — приводит слова Пескова РИА Новости.
Песков добавил, что Вагнер был приглашен, так как «приглашались Герои России и кавалеры орденов Мужества». При этом, по его словам, он не знает, за что Уткин получил орден Мужества: «За мужество обычно дают».
Журналисты также поинтересовались у пресс-секретаря президента, находятся ли сейчас в Сирии «бойцы Вагнера» и в каком статусе. «Я не знаю, есть ли у него бойцы, не знаю, находятся ли они в Сирии, и не знаю, есть ли у них вообще какой-то статус. Бойцы есть у министерства обороны России», — ответил Песков.