«Черное золото» вновь обновило многолетние минимумы.
«Черное золото» вновь обновило многолетние минимумы. Цена на нефть марки Brent, выступающей международным индикатором цен на энергоресурсы, упала вначале недели ниже отметки $36,2 за баррель. Последний раз рынок видел такой уровень летом 2004 года. Насколько вся эта ситуация окажется болезненной для экономики Казахстана?
Как оказалось, ситуация в отечественном нефтегазовом секторе не ахти. Сейчас в стране действует программа модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В силу ряда объективных причин, которые существуют уже долгое время и оказывают негативное влияние на нефтяную отрасль в целом, сроки по реконструкции были перенесены. Поэтому уровень выработки темных нефтепродуктов в стране по-прежнему будет высок. И реализовать весь объем полученного мазута сегодня, как оказалось, не представляется возможным.
Во-первых, на внутреннем рынке наблюдается снижение покупательной способности ввиду девальвационных процессов и замедления темпов роста экономики. Активность производства в горнодобывающей и металлургической промышленности, а это основные сектора-покупатели мазута, характеризуется снижением. Теплая зима стала поводом для сокращения потребления со стороны отечественных ТЭЦ и ГРЭС, хотя именно на повышение спроса в период отопительного сезона ресурсодержатели возлагали большие надежды.
Во-вторых, внешние рынки фактически становятся недоступны для казахстанских производителей темных нефтепродуктов из-за завышенной экспортной таможенной пошлины (ЭТП). И без того товар это высокозатратный – транспортировка обходится дорого, рентабельность минимальна. А с учетом подешевевшей нефти, действующая пошлина привела к негативному нетбэку в 110 долларов на тонну. Отметим, что эксперты не раз уже выступали в СМИ с предложением об отмене завышенных ставок ЭТП на нефть и темные нефтепродукты. К примеру, размер пошлины остается 60 долларов за тонну нефти, как в 2013 году. Тогда Brent стоил 109 долларов за баррель, а сейчас она опустилась ниже 36 долларов. Однако пока наши чиновники скромно отмалчиваются по этому поводу.
Сейчас аналитики во всем мире предрекают дальнейшее падение цен на нефть, а значит ситуация на рынке темных нефтепродуктов сохранится. Возникают естественно вопросы: если отечественные чиновники не намерены принимать меры по изменению налогового и таможенно-тарифного регулирования в нефтегазовом секторе, то, какой смысл недропользователям поддерживать производство и тем более его развивать? Почему бы в сложных экономических реалиях правительству не поддержать бюджетообразующую отрасль страны (что было бы логичней всего в нынешней ситуации) и не «давить» на них, как это происходит сейчас. К примеру, в конце ноября сразу на 133% был повышен акциз на бензин. Причем только для казахстанских производителей – для импортных поставщиков тарифы остались прежними. При такой фискальной политике недропользователям сейчас выгодно снизить добычу и переработку невыгодных нефтепродуктов. Но тогда сократятся и налоговые поступления с действующих месторождений, и многотысячный штат сотрудников нефтегазовых компаний. Понятно, что Казахстан живет за счет нефтяных доходов, но стоит ли рубить сук, на котором сидишь?