Руслан Кулекбаев на суде. фото: NUR.KZ
Накануне прокуроры попросили высшую меру наказания для алматинского стрелка Руслана Кулекбаева. Однако даже если судьи прислушаются к ним и все-таки приговорят террориста к смерти, исполнить наказание не удастся из-за моратория, введенного 13 лет назад, сообщает телеканал КТК.
Казнить убийц родственники их жертв последние годы требуют в Казахстане все чаще. Но любые высказывания – это лишь эмоции. Теперь же смертную казнь требуют вернуть на совсем другом уровне.
Прокуроры запросили ее для подсудимого Руслана Кулекбаева. Они считают, что террорист, устроивший кровавый июльский понедельник в Алматы, должен быть лишен права на жизнь.
«Статья 255, часть 4, за которую привлекается к уголовной ответственности Кулекбаев, является именно тем актом терроризма, который сопряжен с причинением смерти гражданам. Поэтому позиция прокуратуры высказана о применении исключительной меры наказания Кулекбаеву в виде смертной казни», — говорит заместитель прокурора города Алматы Жаркымбек Бакашбаев.
Позиция судей по делу Кулекбаева пока еще неизвестна. Прежде чем вынести решение, они будут несколько дней изучать все материалы.
Проработать вопрос о возврате смертной казни, прежде чем снова ее применять, считает нужным председатель Верховного суда Кайрат Мами. Об этом он заявил еще месяц назад. Мами, правда, пока не знает, поможет ли в борьбе с преступностью расстрел самых жестоких нарушителей закона.
«Я не уверен, что применение смертной казни снимет все эти вопросы. Это не остановит их. Они совершают преступления не из-за того, что знают, что им не грозит лишение жизни. Они либо совершают такие преступления по глубокому заблуждению, либо считают, что не будут нести за это наказание, то есть скроются от суда и от следствия. Поэтому этот вопрос надо изучить и потом, после изучения, принять конкретное решение», — отметил Кайрат Мами.
В Казахстане никого не казнят уже 13 лет. Мораторий на смертную казнь наложили в 2003 для гуманизации уголовного законодательства.
Тогда опросы показывали, что многие жители не хотели, чтобы самых жестоких преступников прекратили расстреливать. Поэтому высшую меру наказания не отменили, а запретили ее исполнять. То есть подсудимого сейчас могут приговорить к смерти, но лишать его жизни никто не будет – ему придется просто коротать свои годы за решеткой.
«Есть международные обязательства, так как мы не живем в изолированном мире. По международным обязательствам смертную казнь мы в свое время отменили», — отметила ранее председатель Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената РК Дарига Назарбаева.
При необходимости мораторий на исполнение смертной казни все-таки может быть отменен.
Об этом некоторые отечественные парламентарии задумались после террористической атаки на Актобе нынешним летом.
«За терроризм надо ужесточить наказание в Уголовном кодексе, вплоть до высшей меры наказания. Сейчас у нас введен мораторий на смертную казнь. Инициировать один человек не может. Нужна группа депутатов. Я думаю, в недрах правительства уже готовится такое предложение», — сказал 13 июня депутат сената парламента РК Серик Акылбай.
Сейчас государственные органы мониторят криминогенную ситуацию в стране. Если выяснится, что мораторий на исполнение смертных приговоров не влияет положительно на уровень преступности, после изменений законов религиозного фанатика Руслана Кулекбаева, убивавшего полицейских из ненависти, могут расстрелять.
Но только через год после отмены моратория, и в том случае если ему все-таки вынесут смертный приговор.