Сегодня на космическом комплексе «Байконур» отмечают день памяти погибших первопроходцев космоса, передает корреспондент МИА «Казинформ».
24 октября на стартовых площадках космодрома приостанавливаются все работы, в этот день вот уже 53 года не назначаются пуски.
В истории советской космонавтики 24 октября 1960 года и 24 октября 1963 года были отмечены трагедиями. При испытаниях ракетно-космической техники на космодроме Байконур погибли десятки людей.
Самая масштабная катастрофа на космодроме Байконур произошла 24 октября 1960 года при подготовке к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.
За 30 минут до запланированного пуска на стартовой площадке 41 произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени Р-16. Произошло разрушение баков первой ступени и взрывообразное возгорание компонентов ракетного топлива. В пожаре, по официальным данным, погибло 74 человека. Позже от ожогов и ран скончались еще четыре человека (по другим данным погибли от 92 до 126 человек). Среди погибших был главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения СССР, главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин.
В исторических справочниках отмечается, что причиной катастрофы стали грубые нарушения правил техники безопасности при подготовке к пуску, который планировалось провести к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, несмотря на неполную готовность ракеты. Данные о катастрофе были засекречены, и первые упоминания о ней в советских средствах массовой информации появились только в 1989 году.
По воспоминаниям одного из участников событий, маршал Неделин заметил: «Что я буду говорить Никите? Ракету доработать на старте, страна ждет нас…» Работы были продолжены. Подавая пример бесстрашия, маршал Неделин сидел на стуле на так называемой нулевой отметке — примерно в 17 метрах от подножия ракеты. Рядом с ним находились заместитель министра общего машиностроения Л. Гришин и главные конструкторы систем ракеты и их заместители — Янгель, Коноплёв, Фирсов, многочисленные военные представители — начальник полигона генерал-майор К. Герчик, его заместитель генерал-майор А. Мрыкин и другие. В общей сложности, около 100 человек, на стартовой площадке присутствовало ещё до 150 человек.
Из воспоминаний генерала А. Матренина: «В этой катастрофе погибли председатель государственной комиссии М. Неделин, заместители главного конструктора КБ Л. Берлин и В. Концевой, заместитель Глушко Г. Фирсов, главный конструктор Б. Коноплев, первый заместитель председателя Госкомитета СССР по оборонной технике Л. Гришин, заместитель начальника полигона А. Носов, начальники 1-го и 2-го научно-испытательных управлений полигона Е. Осташев и Р. Григорянц. Начальнику полигона К. Герчику и некоторым другим участникам удалось выбраться из зоны огня со значительными ожогами.
М. Янгель в этот момент отошел покурить вместе с заместителем Председателя Госкомиссии А. Мрыкиным примерно на сто метров от пускового устройства, и это спасло им жизнь. Я с группой операторов, как и положено по дислокации боевого расчета, находился в подземном бункере…
Уже в 9 часов следующего дня, 25 октября, на разрушенную стартовую позицию прибыла Правительственная комиссия во главе с председателем Президиума Верховного Совета СССР Леонидом Брежневым. К исходу дня технические причины аварии были определены экспертной группой… Брежнев объявил, что Правительство СССР, ЦК КПСС и лично Никита Хрущев выражают соболезнование, что будут приняты меры по оказанию помощи пострадавшим и членам семей погибших, однако всем участникам испытаний необходимо сосредоточить усилия по устранению выявленных недостатков и продолжить работы по этому комплексу.
Через несколько дней в печати было объявлено, что при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе трагически погиб главнокомандующий ракетными войсками главный маршал артиллерии М. Неделин. О гибели других лиц в этом сообщении не указывалось.
Создалась такая ситуация, когда за допущенные ошибки и просчеты при проведении работ и спросить было не с кого, так как руководители, отвечавшие за их организацию, в том числе за безопасность, погибли все, за исключением М. Янгеля и А. Мрыкина. В связи с этим по результатам доклада экспертной группы Брежнев по согласованию с Хрущевым объявил о том, чтобы специальное расследование по этому факту не проводить, а всем участникам, оставшимся в живых, сделать необходимые выводы.
Таким образом, моральная ответственность за случившееся ложилась целиком на одного человека — М. Янгеля. И эту ответственность он чувствовал до конца своей жизни»…
Вторая авария на старте Байконура повторилась ровно через три года. 24 октября 1963 года во время пожара, возникшего при работах в загазованной шахте стартовой позиции ракеты Р-9А на площадке 70, погибли 8 человек.
С тех пор 24 октября считается на Байконуре «черным днем», днем траура и посвящается памяти погибших испытателей.
По давней традиции жители и гости Байконура соберутся в этот день у мемориала погибших ракетчиков. Здесь, у братской могилы состоится траурный митинг, служители храма Святого Георгия Победоносца проведут поминальную службу, байконурцы и прибывшие родственники возложат цветы, а затем поедут к месту катастроф на площадки космодрома.
Дань памяти первопроходцам космодрома отдали и байконурские журналисты. В 2010 году сотрудники космического центра «Южный» выпустили в эфир документальный фильм «День, когда не стартуют ракеты»