И обретет не только физическую, но и ментальную независимость.
Психологи говорят, что гештальт должен быть завершен. Проще говоря, любое действие или намерение должно доходить до логического конца.
Вся наша жизнь — цепь завершенных или не завершенных действий. В конечном итоге, смерть есть завершение всего, наивысший гештальт, к которому стремятся, по мнению Зигмунда Фрейда, все живые существа, помимо любви и продолжения рода. Именно поэтому во все времена смерти и почестям после нее придавалось особое значение. Кельтские племена считали, что, если воин не погиб в бою, он не попадет в Вальхаллу. Фараоны строили пирамиды и брали туда все свое имущество, греки прикрывали глаза монетками, которые шли в плату паромщику Харону за переправу через реку Стикс. Побеспокоить мертвых считалось религиозным преступлением, например, до начала ХХ века за эксперименты над трупами казнили, а про неупокоенные души ходили легенды. Не преданные земле, они становились частью великих сказаний, добрых и не очень.
И у Казахстана есть такие легенды, с глубоким смыслом, передающие сакральную наследственность, жизненную мудрость, любовь к свободе. Два батыра, которые были убиты, а головы их похищены. Два великих воина, которыми гордятся и которых помнят. Два великих сына, сражавшихся за независимость — Кенесары хан и Кейки-батыр. Думаю, их история известна каждому и только лишь напомню, что последнего казахского хана Кенесары Касымова убили в 1847 году, а голову увезли в Россию в качестве трофея.
По некоторым данным, она считается утерянной, кто говорит, что она в Петербурге, кто считает, что она в Омске, но, как бы то ни было, есть поверье, что, когда голова Кенесары-хана воссоединится с телом и будет захоронена с почестями на родной земле, в Казахстане наступят благоденствие и процветание. Причем так говорят не только люди, обладающие экстрасенсорными способностями, одна из которых Ванга, болгарская ясновидящая, в это верит народ, для которого Кене — символ свободы и независимости страны.
Что касается Кейки-батыра, которого убили в апреле 1923 года, а его череп передали в Россию, такого поверья нет, но это не мешает народу ждать возвращения героя домой и его упокоения на родной земле, за которую боролся и за которую он умер.
Для казахов это станет великим гештальтом, завершением цикла истории, в которой было много разного, плохого и хорошего, но было главное – несвобода. Посмотрите, ведь после обретения независимости прошло четверть века, построено государство, родилось и выросло целое поколение свободных людей, которые не помнят, что такое Советский Союз, как и не осталось тех, кто помнит, что такое российская империя, но незаконченная форма не дает покоя и молодым, и старым. Передающееся из поколения в поколение сказание, и определенная незавершенность создают невроз, дает повод для беспокойства, перерастающее в панику. Таким образом, возвращение головы Хана Кене может стать источником национального катарсиса, очищения, который откроет новые горизонты целому народу. Во всяком случае, сотни тысяч граждан страны хотят этого и требуют от власти.
«Уважаемый Денис! Пожалуйста, от имени более 100 тысяч граждан, подписавшихся под Прошением о возврате головы хана КЕНЕСАРЫ, задайте Масимову вопрос, почему Правительство не отреагировало и не поддержало усилия по возврату головы, не ответило на письменный запрос движения «Вернем хана Кене», ведь Россия готова вернуть голову!». Такое открытое письмо на странице в facebook я получил 11 августа в четверг от Нурлана Амиркулова, одного из лидеров движения. Он знал, что по приглашению Премьер-министра я сопровождаю его в инспекционной поездке по регионам и несмотря на то, что каждый день в личную почту приходят десятки подобных запросов и предложений, это мне показалось чертовски важным и связавшись с пресс-службой Карима Масимова, я попросил передать как можно скорее ему это сообщение.
Глава правительства отреагировал практически мгновенно. На своем аккаунте в Twitter он ответил: «Планирую на встрече с Д.А.Медведевым поднять вопросы о возврате головы не только Кенесары хана, но и Кейкi батыра», а уже вечером следующего дня Премьер-министр, как и обещал, в ходе встречи с председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым поднял вопрос возвращения останков лидеров национального освободительного движения прошлого столетия Кенесары хана и Кейки батыра. Дмитрий Медведев пообещал разобраться и дать необходимые поручения для решения этого вопроса.
А уже на следующий день из Санкт-Петербурга пришли первые новости: «Кунсткамера готова вернуть череп национального героя Казахстана Кейки-батыра». Так ответил на вопрос местных СМИ замдиректора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Ефим Резван. По его словам, экспонат из музейного федерального списка возможно передать Казахстану согласно федеральному закону или указу президента России.
При этом замдиректора подчеркнул, что в Кунсткамере не хранится голова другого национального героя Казахстана Кенесары-хана. Место нахождения черепа до сих пор неизвестно, объяснили в музее. Как бы то ни было, политическая воля есть и значит, можно развернуть поиски головы Кене, для возвращения ее на родину, для дальнейшего почетного захоронения. Пришло время историков, архивариусов и исследователей подключаться к работе и как было предсказано, страна завершит великий гештальт и обретет не только физическую, но и ментальную независимость.
Денис Кривошеев, специально для Zakon.kz
[pt_view id=»2216c5d386″]