Анвар Боранбаев. Фото Sputnik/Серикжан Ковланбаев
Он пояснил, что произошедшее сегодня утром в Алматы землетрясение является умеренным.
«В другой периодике от 1 до 4 баллов называется слабым землетрясением. Это общий фон алматинского полигона. У нас весь юг сейсмически активный, на рубеже 19 и 20 веков у нас проходили сейсмические события – Верненское землетрясение, Чиликское землетрясение и так далее, которые ощущались в нашем городе.
Мы в Евразии условно считаемся опасной территорией. Если продолжать мысль, мы равнозначны Японии — в Японии просто чаще трясет», – отметил Боранбаев.
Предыдущее землетрясение с такой силой было в последний раз в Алматы в 2013 году.
Комментируя работу казахстанских сейсмологов, Анвар Боранбаев посетовал на то, что в Институте сейсмологии устаревшее оборудование, а сейсмологической отрасли не хватает выделяемых из госбюджета денег.
«Последняя замена оборудования была в 2001 году – 16 лет назад!» – говорит он.
Он заявил, что сейсмологическая отрасль испытывает сильное падение, начиная с правления Танаткана Абаканова, предыдущего директора Института сейсмологии.
«11 лет управлял сейсмологической службой инженер-строитель по образованию», – высказался Боранбаев.
«Должен быть постоянный контакт, постоянная обкатка специалистов. У нас по кандидатам наук возрастной ценз (имеет в виду средний возраст. – прим.) 60 лет, по докторам наук – 77, по другим специалистам, в целом, 48 лет − по одной организации, 52 года − по другой. В одной из организаций работает только один кандидат наук. 270 человек – и всего один кандидат наук», – выразил свое недовольство директор Института сейсмологии.
По его словам, средневзвешенный показатель по фонду оплаты труда в сфере сейсмологии в районе 52 тысяч тенге.
«Проживете на эти деньги? Это средневзвешенный показатель – у уборщицы 25 тысяч, у директора Сейсмологической опытно-методической экспедиции 128 тысяч. Вот и все. Вот и делайте выводы. Как человек, у которого болит голова о том, чтобы накормить ребенка, будет работать?
И как будут приобретаться материалы и все остальное, когда их не хватает физически просто… бензин, электроэнергия, спецодежда и прочее. Денег на ремонт оборудования не хватает», – утверждает он.
Средняя зарплата конкретно в Институте сейсмологии, по его словам, составляет 80 тысяч тенге.
«Если у нас каждый сотрудник на своем месте, там, где идет фиксация события, будет оперативно информировать тех, кто сможет это обработать и донести до сведения служб чрезвычайных ситуаций, когда эта оперативность достигнет, условно, пределов часа, что в принципе пока невозможно, — понадобится лет 5 при хорошем финансировании — тогда мы что-то сможем дать.
На сегодняшний день мы тоже фиксируем для Алматы, есть определенное количество станций, позволяющие сделать какие-то выводы, мы эти выводы делаем. Мы информируем Комитет по ЧС, министерство образования и науки, службы ЧС сопредельных областей информируем и говорим, что, например, в течение недели сейсмическое событие с балльностью свыше 6 не прогнозируется», – рассказал Боранбаев.
Напомним, сегодня в Алматы около 5:30 утра произошло землетрясение ощутимостью 4 балла.
Отметим, что рассылку о землетрясении горожане получили уже после того, как оно произошло.
В институте сейсмологии заявили, что землетрясение, произошедшее сегодня утром в Алматы, называть «мощным» нельзя.
В институте сейсмологии заявили, что землетрясение в Алматы — это последствие мощных толчков в Китае.