После прошедших событий в Алматы интернет-издание Dialog.kz приводит мнение Зубейды Давлетьяровой. Эксперт сравнивает произошедшие в городе события со стрельбой в Мюнхене и Баварии.
Приводим мнение автора полностью:
«Вечер 22 июля в Мюнхене окрасился кровью случайных жертв 18-летнего социопата, устроившего стрельбу в торговом центре «Олимпия». Давид Сонболи прорабатывал план своего преступления почти год и успешно реализовал его, убив девять человек и не попав живым в руки полиции.
Давид Сонболи – подражатель. Свое преступление он задумал после посещения немецкого города Веннеден, где в 2009 году некто Тим Кречмер расстрелял 15 человек в училище Альбертвиль-Реальшуле. Считается, что он скопировал его действия, а также действия норвежского террориста Андерса Брейвика, убившего 77 человек пять лет назад.
Представитель прокуратуры Мюнхена Томас Штайнкраус-Кох сообщил, что врачи отмечали у мюнхенского стрелка социальные фобии. В 2015 году Сонболи два месяца провел в психиатрическом стационаре.
«Психическое расстройство, о котором я говорил, это социальные фобии: это значит, что подозреваемый боялся общаться с другими людьми. Это ложится в ту картину, которую родители смогли обрисовать, пока еще были в состоянии отвечать на вопросы следователей. От этого были и депрессии», — сказал Томас Штайнкраус-Кох. При этом, как заявил представитель прокуратуры, в преступлении нет политической подоплеки. «Тезис, что речи о преступлении с политической подоплекой нет, по-прежнему актуален… Политической мотивации преступления нет. Вчера я указал на то, что у нас есть первая информация о его психическом заболевании. Это подтвердилось, в рамках обыска у него дома мы нашли медицинские документы, которые указывают на тревожное расстройство, депрессии. Он был и на стационарном, и на амбулаторном обследованиях, мы нашли медикаменты», — сказал он.
Тем не менее, политические мотивы выбора места преступления прямо таки напрашиваются – торговый центр «Олимпия» был построен в 1972 году к Олимпиаде, печально знаменитой тем, что палестинские экстремисты взяли тогда в заложники спортсменов Израиля, а спецоперация по их освобождению провалилась, в результате чего заложники погибли. Вероятно, Сонболи каким-то извращенным способом либо напоминал о той трагедии, либо свое преступление определенным образом посвящал тем событиям.
Бавария на минувшей неделе отметилась еще одним кровавым терактом – в понедельник 17-летний беженец из Афганистана устроил кровавую бойню в пригородном поезде недалеко от города Вюрцбург.
Преступник, вооруженный топором и ножом, напал на пассажиров поезда с криком «Аллах Акбар». В результате атаки 19 человек получили ранения и были госпитализированы. Трое пострадавших находятся в очень тяжелом состоянии.
Когда поезд остановился, молодой человек попытался убежать, однако наткнулся на прибывший наряд полиции и был застрелен стражами порядка. Представители ДАИШ назвали юного душегуба своим бойцом.
Невзирая на произошедшее в понедельник, к воскресной стрельбе в «Олимпии» правоохранители Мюнхена оказались не готовы. Причем настолько, что возникает искушение сравнить их действия с работой наших полицейских, в тот же понедельник в Алматы столкнувшихся со схожей проблемой – человек с оружием расстреливает людей.
Освещать происходящие события в Мюнхене начали лишь спустя четыре часа после того, как прозвучали первые выстрелы. Полиция явно пребывала в растерянности, в результате чего пресс-служба МВД в социальных сетях занималась распространением непроверенной информации, в том числе и слухов. И сеяла панику откровенными признаниями о том, что полицейским неизвестно, где находятся преступники, сколько их всего, какова их цель. У нас, напомним, уже через два часа был введен красный уровень опасности, а первые сообщения со ссылкой на правоохранительные органы пошли едва ли не через сорок минут после нападения на РОВД.
У нас стало очень модно упрекать власти в том, что один человек с автоматом парализовал двухмиллионный город. Однако этот «паралич» не идет ни в какое сравнение с тем, что происходило в Мюнхене – у нас продолжал работу общественный транспорт, магазины, офисы компаний работали в прежнем режиме, исключение лишь составили отделения банков. В Мюнхене для начала остановили работу метрополитена, а потом и остального общественного транспорта. Эвакуировали людей с вокзала. Призвали избегать крупных скоплений людей. Запретили вести съемку происходящего и выкладывать ролики в социальные сети.
О том, что стрелок один, мюнхенская полиция узнала лишь после обнаружения его трупа. У нас достаточно оперативно установили личность стрелка, выяснили, что он одиночка, мотивы его нападения. В Мюнхене до сих пор на счет мотивов своего стрелка выдвигаются различные версии, взят под арест друг массового убийцы, который мог знать о подготовке преступления, но не донес властям. Видимо, он-то и должен окончательно разрешить загадку о мотивах преступления. Рассказывают о том, что Сонболи подвергался унижениям от одноклассников, однако среди его жертв предполагаемых обидчиков не оказалось.
В спецоперации по поиску преступника в Мюнхене было задействовано больше двух тысяч силовиков и мероприятие длилось почти 8 часов. У нас стрелок был обезврежен простым патрульным полицейским, охранявшим вход в здание городского департамента госдоходов. На все подвиги преступнику отвели всего 24 минуты.
Словом, сравнивая события в Германии и Казахстане, действия силовиков, уровень информирования населения, скорость проведения спецоперации, а также ее результаты, понимаешь, что наши правоохранительные органы, невзирая на потоки критики в их адрес, в профессиональном смысле заткнут бюргеров за пояс. И если по итогам событий понедельника в Алматы в соцсетях массово распространялось чувство стыда за наших полицейских, неспособных защитить свои жизни, то после воскресного кровавого вечера в Мюнхене это чувство должно смениться своего рода гордостью за наших: они достаточно быстро оправились от первого неожиданного нападения и взяли убийцу живым, не дав натворить больших бед в центре самого большого мегаполиса страны. В Мюнхене же убийце дали завершить все, что он хотел – расстрелять посетителей кафе, уйти от преследования, застрелиться.
Вместо постскриптума… Пока некоторые казахстанские СМИ и интернет-ресурсы продолжают тему «наши недотепы», в самой развитой стране Европы, все в той же Германии, уже после мюнхенской кровавой драмы произошел еще один не менее кровавый терракт — в городе Ансбахе прогремел взрыв, унесший с собой не только жизнь террориста, но и еще более десятка жизней ни в чем не повинных людей… Мир воистину начинает тонуть в крови из-за активных действий неадекватов и террористов».