Ученые считают, что для повышения роли Наурыза и популяризации этого праздника, необходимо вводить в Казахстане Наурыз каникулы по аналогии с рождественскими.
Казахстанские исследователи предлагают формировать новые тенденции в праздновании Наурыза в Казахстане, в частности, они считают правильным отмечать этот праздник с 14 по 22 марта, сообщает ИА Новости-Казахстан.
Доктор философских наук Гарифолла Есим считает, что для повышения роли Наурыза и популяризации этого праздника необходимо изменить сроки весенних каникул в школах.
«Наурыз – это природный праздник, естественное природное явление. Предлагаю ввести следующее – объявить «наурыз каникулдары» для школьников, студентов высших учебных заведений, которые могли бы приехать домой к родителям, увидеть своих близких, помочь в быту, отпраздновать вместе праздник», — сказал Есим во время заседания «круглого стола» в Национальном музее Казахстана.
По его мнению, сейчас весенние каникулы «безымянные», а чтобы у детей Наурыз ассоциировался с праздником, надо ввести традицию дарить им подарки. «Чем, например, новый год интересует детей?— Раздают подарки. Подарки и веселье должны быть для детей, чтобы они запомнили Наурыз», — добавил ученый.
«Если реализовать наше предложение об изменении дней весенних каникул, то дети будут говорить, что «вышли на наурыз каникулы» или «мы запланировали что-то на наурыз каникулы». Мы об этом уже не первый год говорим, просто надо задуматься нашему министерству образования об этом, потому что мы просто передвинем сроки каникул. Это не сложно и было бы замечательно», — пояснил Есим.
Как отметил председатель Азербайджанского культурного объединения Видади Салахов, в Казахстане сейчас активно ведутся работы по подготовке к празднованию Наурыза, хотя по обычаю во многих странах, в том числе в Азербайджане, Наурыз начинают праздновать с 14 марта. «Еще с древнейших времен он праздновался с 14 марта. Этот праздник не должен быть только для аксакалов. Считаю, что дети и молодежь должны тоже праздновать, а для этого нужно, чтобы они были свободны, отдыхали. Особых усилий не надо, так как меняется только период каникул. Нужна просто воля министра образования», — считает Салахов.
В свою очередь культуролог Серик Ергали, изучающий последние 10 лет историю возникновения Наурыза, представил разработанную им концепцию празднования Наурыза.
Как пояснил исследователь, издревле предки отмечали Наурыз не 21-22 марта, а с 14 марта. «Даты были выбраны не случайно, так как именно в это время солнце по своей орбите подходило к звезде Хамал, которое относится к созвездию Овна. Именно этот период и считался началом обновления природы», — сказал Ергали.
«Праздновать мы должны всенародно, а не сценически, как сейчас у нас практикуется. Это происходит из-за того, что мы неправильно подаем суть праздника. Он не казахский, не тюркский праздник, а общечеловеческий. Если взять историю Наурыза, то исчисление идет как минимум 4-5 тысяч лет назад. Я также нашел герб Наурыза – это наскальные рисунки, где изображены два божества, которые пытаются совершить ритуал «Көрісу», то есть обняться. Между ними нарисованы животные, символизирующие четыре сезона года. Когда были сделаны эти рисунки, наших предков — казахов и тюрков — еще не было, поэтому, я считаю, это общечеловеческий праздник», — пояснил он.
По его мнению, на праздничном столе в Наурыз, помимо традиционного блюда Наурыз-коже, должны быть баурсаки и шелпеки, которые символизируют солнце и луну соответственно.
«На дастархане в дни празднования Наурыза должны находится эти две выпечки. Непосредственно баурсаки не стоит класть в посуду, их надо разбрасывать по столу, символизируя тем самым рассеивание солнечного света», — отметил Ергали.
Фото: Еркен САЛИХОВ