Многие казахстанцы опасаются, что после выборов доллар резко подорожает. Насколько это оправдано?
Курс доллара, от которого во многом зависит «финансовое здоровье» казахстанцев, привязан не к выборам, а к ценам на нефть. Так можно обобщить мнения экспертов, собранные корреспондентом Today.kz.
В частности, автор книги «Слова, которые изменили Казахстан» Евгений Кочетов уверен, что доллар точно не будет стоить 500 тенге. Для этого просто нет предпосылок, говорит экономист и указывает на то, что наша национальная валюта в последнее время укреплялась из-за растущей стоимости нефти. Что в свою очередь стало следствием договоренностей России и других крупных экспортеров по заморозке объемов добычи углеводородного сырья. Но все может измениться.
«Иран, в прошлом один из ведущих экспортеров нефти, после снятия санкций только и ждет, чтобы нарастить объемы добычи, а значит, увеличатся предложения сырья. Это станет поводом для снижения стоимости нефти после роста в течение последних нескольких недель. Тенге в этом случае тоже ждет снижение. Получается, что мы сейчас зависим от результатов этих переговоров. Тенге с декабря 2015 года обесценивается быстрее рубля. Это хорошо, так как наши товаропроизводители получают конкурентные преимущества. Но не стоит забывать, что и рубль зависит от стоимости нефти. Так что вероятность того, что курс тенге пойдет вверх или же начнет укрепляться, — ровно 50 процентов», — отмечает Кочетов.
Глава Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов согласен с коллегой. Он тоже считает, что все дело в стоимости нефти. Поэтому дальнейшие изменения курса доллара финансист прогнозировать не берется.
«Пока сложно говорить по динамике. Просто сам по себе такой процесс курсообразования происходит впервые», — сказал Худайбергенов.
Слухи о том, что государство искусственно сдерживает доллар перед выборами в парламент, не имеют под собой никаких оснований, уверен эксперт. «Однозначно сейчас нет такого, что Национальный банк поддерживает курс тенге, тратит доллары. Наоборот Нацбанк покупает и старается, чтобы не было чрезмерного укрепления тенге», — считает Худайбергенов.
Но исчерпываются ли курсом доллара все факторы, влияющие на благосостояние казахстанцев? Соучредитель общественного фонда Financial Freedom Расул Рысмамбетов уверен, что нет. Он напоминает о таком важном показателе, как инфляция. Даже если американская валюта останется на прежнем уровне, наши доходы вполне могут «съесть» выросшие цены на товары, продукты и услуги.
«С нынешней базовой ставкой Нацбанка банковские кредиты становятся дорогими для компаний. Это замедляет бизнес-активность. Кроме того, нынешний уровень мировых цен на нефть ниже, чем средняя себестоимость на наших месторождениях. Стоит отметить, что мы продаем свою экспортную нефть не на уровне мировых цен, а значительно ниже. Значит, наполнение бюджета нефтедолларами будет слабым. Это же и касается цен на металлургический экспорт казахстанских компаний — мировые цены низкие. Поэтому можно ожидать, что в первом квартале 2016 года показатели роста экономики Казахстана будут ниже запланированных. Не исключено, что экономика сократится», — пояснил финансист.
Рысмамбетов напомнил, что обычно правительство в такой момент делает вывод, что в экономике страны не хватает ликвидности. И тогда Нацбанк может выпустить в обращение большую массу тенге, чтобы запустить двигатель экономики.
Во всех этих сценариях, описанных экспертами, прослеживается одна простая мысль: сыграет ли главную роль в будущем экономики цена на нефть или инфляция, будет ли у нас обновленный парламент или нет, в любом случае ожидать окончания кризиса в этом году не стоит.