Правительство не рассматривает вариант сокращения трехлетнего отпуска по уходу за ребенком, рассказала министр труда и соцзащиты Ирина Костевич. Эксперты же убеждены: этот вопрос будет рассматриваться если не в 2018 году, то в ближайшем будущем, пишет TUT.BY ссылаясь на Завтра твоей страны.
Эксперт Центра экономических исследований BEROC Анастасия Лузгина связывает необходимость подобных изменений в первую очередь с бюджетными ограничениями.
— Финансовая поддержка на протяжении трех лет, как и то, что ребенок все это время может быть с матерью или отцом — это, конечно, хорошо. Но в нынешних условиях такой длительный период ухода за ребенком уже не столь актуален. Трехлетний отпуск давно не практикуется даже у наших соседей, не говоря о странах Европы и США, — отмечает заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси Анастасия Боброва.
Грамотно проведенное сокращение отпуска по уходу за ребенком приведет к экономии для бюджета через меньшее количество выплат и скорейшее возвращение родителей на рынок труда, убеждена эксперт.
Новые сады и возможность нанять няню
Впрочем, возможность сокращения декретного отпуска ограничена недостаточно развитой инфраструктурой, которая позволила бы молодым родителям трудиться и одновременно обеспечивать детям до 3 лет полноценный уход и развитие.
— Для годовалых и полуторагодовалых деток в стране практически нет групп в детсадах. Даже в Минске, по-моему, только одни такие ясли, — говорит Анастасия Боброва. — Возвращение в практику яслей для детей такого возраста не будет затратным, если открывать дополнительные группы в уже работающих дошкольных учреждениях, развивать и поддерживать частные ясли-сады.
Пока же не все могут позволить себе через год-полтора после рождения ребенка выйти на работу. Процесс создания по всей стране подобной инфраструктуры займет не один год, отмечает Анастасия Лузгина.
— Предстоит создать условия, чтобы молодые матери могли совмещать работу и воспитание ребенка. Это подразумевает увеличение детских дошкольных учреждений и младших возрастных групп в них, развитие транспортной составляющей, чтобы родителям было удобно отвозить ребенка в сад. В то же время можно развивать институт нянь и создавать детские сады в многоквартирных домах. Если мама будет знать, что за ребенком квалифицированно ухаживают, пока она работает, она с большей вероятностью будет рассматривать частичную или полную занятость, — объясняет эксперт.
Больше возможностей для мам, желающих работать
— На встречах с нанимателями часто поднимается проблема утраты профессионализма женщиной во время отпуска по уходу за ребенком, — отметила министр труда и соцзащиты Ирина Костевич.
Уход с работы на три года сказывается на карьере и профессиональном росте, подтверждают и эксперты.
— Особенно это чувствуется в активно развивающихся отраслях, где человек, прекращая трудовую деятельность, выпадает из процесса, теряет квалификацию, — подчеркивает эксперт BEROC Анастасия Лузгина.
Тем временем исследования показывают, что почти половина женщин во время отпуска по уходу за ребенком подрабатывает, где-то треть выходит из декретного раньше его окончания. Главная причина «досрочного» возврата на работу — финансы.
Чаще всего раньше из декретного выходят женщины, имеющие интересную работу с хорошей зарплатой, считает Анастасия Лузгина.
Сегодня в Беларуси молодая мама может работать на полставки без потери пособия по уходу за ребенком. Если же она трудится по договору подряда, то в период действия договора теряет половину пособия.
В Беларуси сейчас ограничивают в возможностях тех женщин, которые хотят совмещать уход за ребенком и карьеру или идут работать, — отмечает Анастасия Боброва. — Важно сохранить и развивать возможности для матерей, чтобы они могли решить, только ли ухаживать за ребенком в период декретного или совмещать воспитание с работой.
Еще один способ уговорить белорусок рожать и работать больше
Опыт других стран показывает, что есть много разумных подходов поддержки молодых родителей без длительного отрыва от карьеры. Хоть, по словам Ирины Костевич, в мире «мало стран с таким уровнем поддержки», как в Беларуси, но в большинстве государств, особенно развитых, отпуск по уходу за ребенком по продолжительности примерно в два раза меньше, чем в Беларуси, а выплаты на уход за ребенком в это время намного выше.
В Беларуси пособие на первого ребенка сейчас составляет 35% от средней зарплаты (с 1 февраля этого года это 312 рублей), на последующих детей — 40% (356 рублей).
Если в стране будет достаточно развита соответствующая инфраструктура, то за счет сокращения срока декретного отпуска можно было бы увеличить пособие по уходу за ребенком. Например, вместо выплат 35% средней зарплаты на протяжении 3 лет платить 70% на протяжении 1,5 лет.
— В принципе бюджет тратил бы меньше или те же деньги, но молодые мамы за полтора года получали бы больше, — отмечает Анастасия Лузгина.
Разница лишь в более высокой концентрации выплат в год, что может быть накладным для бюджета. Но в таком случае через полтора года женщина возвращается на рынок труда, она приносит бюджету дополнительный доход через налоги.
Анастасия Боброва считает, что если вместо 300 рублей в месяц на протяжении трех лет женщина будет получать 600 рублей полтора года, это может стимулировать рождаемость в сложный с точки зрения демографии период.
Что думают молодые мамы о трехлетнем декрете и его альтернативах?
Мама в декрете Наталия Шатохина из Бреста признается, оторванность от работы в декретном ощущается.
— За три года работники успевают пройти курсы повышения квалификации. В самой работе что-то меняется, появляются новшества, что-то устаревает. Через три года приходишь как на новое место работы, — рассказывает мама в декрете.
Будь у нее выбор: получать чуть более высокое пособие на ребенка в первые полтора-два года, а потом выйти на работу или оставить все как сейчас, она выбрала бы первый вариант.
— Но сейчас в Бресте большая проблема с местами в детских садах. В ином случае я выбрала бы при возможности декретный отпуск, например, в полтора года. Потому что за три года сидения дома у самой «едет крыша», и ребенок в садике больше бы общался, развивался, — считает Наталия Шатохина.
Молодая мама Елена Дряпко, которая растит сына одна, наоборот, считает, что длительный декретный отпуск идеален, чтобы провести больше времени с ребенком.
— Три года в декретном отпуске — это время, которое я могу полноценно провести со своим ребенком. Безусловно, можно рассматривать вариант с выходом на работу или занятостью на дому. Но, мне кажется, важно подумать о том, что работать мы сможем всю жизнь, а маленьким ребенок будет один раз. И выбирая улучшение финансовой ситуации, мы соглашаемся на то, что чужой человек будет рядом с ребенком, когда он сделает первые шаги, будет плакать от прорезывающегося зуба или ушиба, − говорит Елена.
Сокращение отпуска по уходу за ребенком может вызвать волну недовольства со стороны женщин, которые хотели бы иметь возможность провести три года с ребенком, а не на работе, отмечает Анастасия Боброва. Но пересмотр пособий, возможность выбора времени нахождения в отпуске и обоснованные меры социальной политики сгладили бы негативное морально-этическое отношение к переменам.