Председатель Совета по защите прав предпринимателей НПП РК «Атамекен» Гани Касымов.
Прокомментировал публичное заявление эксперта Олжаса Худайбергенова корреспонденту портала atameken.info
— «Разогнать НПП потому, что Палата не выполнила функций Нацбанка!» — вот основной тезис выступления Олжаса Худайбергенова, — считает Гани Касымов. – Думаю, прежде чем вступать в полемику и выносить свое мнение на всеобщее обсуждение, нашему визави следовало бы изучить Закон «О Национальной палате предпринимателей РК», и вдумчиво, с карандашом в руках ознакомиться с функциями, которые она выполняет с точки зрения стратегических интересов казахстанского бизнеса. Палата не может и не должна подменять собой Национальный банк РК, определяющий монетарную политику государства. Наша стратегическая задача – создать условия для того, чтобы бизнес, как минимум, выжил в условиях кризиса!
— Оппонент НПП указывает на низкую эффективность работы палаты…
— Помилуйте, как можно говорить о «низкой эффективности», когда мы сотни часов проводим в различных государственных и судебных инстанциях, защищая интересы конкретных предпринимателей! Ежегодно палата получает тысячи обращений от рядовых бизнесменов, права которых ущемлены в том числе госорганами. И до создания НПП эта работа не велась на системной основе. Для того, чтобы убедиться в нашей эффективности, достаточно спросить у предпринимателей, которым Палата помогала пройти все круги ада и выйти полностью реабилитированными.
Меня смущает другое. Эксперт Худайбергенов требует от НПП производства стратегических расчетов и программ. Ну, тут уж точно – с больной головы на здоровую! Чем господин Худайбергенов занимался на посту советника председателя Нацбанка? Чем он занимается сейчас, возглавляя Центр макроэкономических исследований? А ведь, как экономист, он прекрасно понимает, что в сегодняшней ситуации кризиса глупо создавать какие-то стратегические программы. Нужно принимать какие-то простые, пусть иногда непопулярные, но жизненно необходимые решения, направленные на минимизацию негативных последствий кризиса. Чем мы и занимаемся. Доводя до Правительства и Президента видение экономической ситуации с точки зрения бизнеса.
— Эксперт возлагает на НПП ответственность за девальвацию…
— В таком случае я вообще не понимаю, как он может называть себя экономистом и аналитиком? Где имение, а где наводнение – где следствие, а где причина? Девальвация стала следствием кризиса, а не наоборот. И именно Национальный банк принимал это решение – совершенно логичное в той ситуации. Государство не может растрачивать свои ресурсы на поддержание стабильности валюты иностранной державы. Мы не могли финансировать экономику соседней России за счет отложенного спроса своего населения. Мы не можем и сейчас за счет своих резервов поддерживать устойчивость доллара США. Этак мы сожжем в топке мировой финансовой системы свое последнее…
Да и, повторюсь, функции Палаты заключаются совсем в другом. Мы создаем условия для максимальной эффективности отечественного бизнеса, вырабатывая рекомендации для правительства и защищая права бизнесменов. Не денег просим! Мы исправляем законодательство, удаляя из него положения, которые несут для бизнеса дополнительные затраты. И эта наша работа признана эффективной не только предпринимателями, но и Главой государства. Отмечу, что Национальный отчет НПП был дважды одобрен Президентом страны.
— Эксперт сомневается в эффективности расходования средств НПП…
— Еще раз – читайте закон «Об НПП». Там четко прописано, что единственным источником финансирования деятельности Палаты являются обязательные членские взносы, поступающие от предпринимателей, в зависимости от их оборота. И это общемировая практика. Не мы это выдумали. Это есть и в Германии, и в Австрии, и в Турции. Только так можно обеспечить определенную независимость Палаты предпринимателей от провластных институтов. Это необходимое условие нашей работы. В некоторых случаях мы по заказу министерств выполняем государственное задание, за которую нам платят. И не более того.
— И все-таки, упрек аналитика в том, что НПП не разрабатывает стратегических программ развития, некоторым завсегдатаям соцсетей кажется уместным…
— Facebook создает идеальные условия для взращивания «аналитиков» всех мастей. Знаете, есть такой анекдот. Журналист звонит аналитику с просьбой прокомментировать экономическую ситуацию, а у того… контрольная по алгебре. У нас каждый второй в сети знаток права и экономики, но жизнь от этого лучше не становится. Это прекрасно, что люди высказывают свое мнение. Но, следует учесть, еще и кто это мнение высказывает, и что он сам собой представляет. Вот вы бы приняли на работу человека, основной работой которого является генерация поучений и универсальных рецептов? Вот и Олжас, насколько я могу судить, находится в постоянном поиске работы. Мне бы очень хотелось ознакомиться с материалами центра, который возглавляет Олжас Худайбергенов. Где они? Где стратегические программы, которые всех нас спасут? Ничего, кроме ссылок на зарубежную периодическую печать и ядовитых стрел в адрес НПП.
— Вы не предполагаете что это чей—тозаказ?
— Думаю, что определенным силам в обществе действительно не по нраву сам факт того, что появилось независимое учреждение, которое без бюджетной поддержки эффективно реализует функции защиты интересов бизнеса – крупного, малого, среднего… Утверждать не могу. Заявляю это в качестве гипотезы. Недоброжелателей у НПП хватает. Но и поддержку предпринимателей мы ощущаем. Еще раз хочу заметить, эффективность работы Палаты измеряется ее конкретными делами. Поэтому, поменьше трескучих фраз – побольше дела.