иллюстративное фото с сайта juriconsult.pro
Подними мы этот вопрос лет 10 назад, ответ на него был бы однозначным. И новые, и слегка б/у автомобили было проще всего притащить из других стран, будь то Европа, США или же Япония. Даже с учетом таможенной очистки и стоимости доставки цены получались приятными.
Но с тех радужных деньков прошло много времени, да и политики с крупными бизнесменами не сидели без дела. Запрет на ввоз авто с правым рулем, увеличение таможенных пошлин, ограничение экологического класса, необходимость соответствия Техрегламенту ТС, рост сбора за первичную регистрацию, утильсбор, обязательность тревожной кнопки ЭВАК — все это свело возможности импорта практически на нет.
Тем не менее из некоторых стран ввезти машину еще можно. Поэтому давайте посчитаем, почем это обходится сейчас.
Покупка автомобиля в странах ЕАЭС
В первую очередь речь, естественно, пойдет о России. Большая страна с огромным автопарком – по состоянию на 1 января 2017 года в РФ числится 49.7 млн авто. Есть из чего выбрать, да и за растаможку платить не надо, но выгодно ли это?
Сразу стоит учесть, что при ввозе автомобиля придется раскошелиться на утильсбор и заплатить за первичную регистрацию.
Первый считается весьма просто. Существует базовая ставка. Она равна 50 МРП (113 450 тенге в 2017 году). В зависимости от объема двигателя к этому значению применяется коэффициент.
В случае с мотором объемом от 1 до 2 литров утильсбор будет равен 794 150 тенге, от двух до трех литров — 1 134 500 тенге. Ну а все что свыше трех литров — 2 609 350 тенге. Суммы немаленькие, не так ли?
Читайте также: Экономист: В Казахстане снимать жилье выгоднее, чем покупать его в ипотеку>>
С первичной регистрацией ситуация несколько иная. Если машина новая, а точнее в возрасте до двух лет, то заплатить придется всего 0.25 МРП. Для авто не старше трех лет — 50 МРП, а от трех лет и старше — все 500 МРП.
В качестве примера мы решили взять достаточно популярный на рынке РК кроссовер Renault Duster. За наиболее дорогую версию автомобиля с двухлитровым мотором в Казахстане просят 6 млн тенге.
А что же в России? Такая же машина в пересчете на тенге обойдется в 5.6 млн (стоимость в автосалонах РФ). Невыгодно, учитывая, что для регистрации авто в Казахстане придется раскошелиться на оплату утильсбора (+794 150 тенге), а также доставку.
Читайте также: В Сети появилось свадебное фото Баян Есентаевой и Турсенгали Алагузова (фото)>>
Для многих новых авто из РФ разница в цене с предложениями казахстанских автосалонов составит как минимум сумму утилизационного сбора (от 150 до 1 150 МРП) и стоимости услуг автовоза.
Но в некоторых случаях машины в России изначально дороже. В частности, новенькая BMW 5-Series в версии 530i xDrive с солидным пакетом опций в Казахстане стоит 21.7 млн тенге. У соседей за абсолютно такое же авто просят 23 млн.
Давайте отойдем от рынка новых автомобилей и обратим внимание на вторичку. Может, тут есть какая-то выгода? Для примера берем трехлетний Lexus LX 570. Машины 2014 года в Казахстане стоят от 21 до 30 млн тенге, в России — от 19.3 до 28.7.
Разница не очень значительная. И она не покроет сопутствующих расходов. Во-первых, доставка, во-вторых, 2.6 млн утильсбора и 1.2 млн тенге за первичную регистрацию.
Тем не менее полностью отказываться от идеи покупки машины в России не стоит. Дилеры частенько продают застоявшиеся автомобили по различным акциям и с приличными скидками. Порой разница в цене по прайсу и акционной может запросто покрыть оплату утильсбора при импорте.
Но для этого вам придется постоянно мониторить сайты автосалонов. К тому же на рынке соседней страны, как новом, так и вторичном, есть автомобили, которые в Казахстане купить невозможно.
Но не забывайте, помимо вкусовых предпочтений стоит также убедиться, что авто соответствует определенным критериям, без которых постановка на учет в РК невозможна, а именно:
экологический класс не ниже Евро-4,
наличие ABS,
наличие фронтальной подушки безопасности,
наличие системы крепления ISOFIX,
дневные ходовые огни.
А что там с машинами из Кыргызстана?
Вот уже несколько лет Кыргызстан является членом ЕАЭС, однако привезти автомобиль из этой страны сложно. Значительная часть авторынка — это машины с правым рулем.
Их просто-напросто невозможно законным путем поставить на учет в РК. Но даже если вы найдете приглянувшееся авто с левым рулем, которое соответствует всем указанным выше условиям, встает еще одна проблема.
Сегодня ввезти в Казахстан можно только машины, зарегистрированные в Кыргызстане до 1 января 2014 года. Если техника встала на учет позже, придеся уплачивать разницу в таможенных пошлинах. С такими же трудностями столкнутся и желающие ввезти авто, к примеру, из Армении.
Покупка машины вне ЕАЭС
Ситуация с импортом из-за пределов Таможенного союза простая, если в двух словах: ввоз закрыт. По крайней мере, для физических лиц.
Помимо весьма стандартных требований вроде соответствия Евро-4, наличия ABS, креплений ISOFIX, а также дневных ходовых огней препятствием при ввозе станет и растаможка. Сейчас для автомобилей с 1.5—3-литровыми моторами она составляет 19 %, плюс стоимость доставки из-за рубежа и 12-процентный НДС. Ну а самой главной проблемой будет ЭВАК.
Любой автомобиль, который доставляется в Казахстан не из стран Таможенного союза, должен быть оборудован тревожной кнопкой, соответствующей стандартам ТС.
Естественно, терминалы ЭВАК можно установить, но тут выясняется, что в законе существует препятствие в виде дорогостоящей сертификации с краш-тестами, что стоит астрономических денег. Не исключено, что позже появится возможность более простого монтажа терминала, в том числе на подержанные авто, как сейчас это происходит в России.
Но вряд ли это случится в ближайшее время, да и слишком уж выгодным импорт все равно не станет.
К примеру, вы решили купить в США шикарную Toyota Tacoma 2011 года выпуска. Стоимость авто с 4-литровым мотором — $20 000 (6.3 млн тенге).
Таможенная очистка такого авто обойдется примерно в 2.7 млн тенге (включая НДС), плюс 2.6 млн утилизационного сбора и 1.2 млн за первичную регистрацию. Итого 12.8 млн. Ну и про доставку не забыть. Сумма тут варьируется в зависимости от метода.
Фактически различные платежи могут добавить к стоимости автомобиля все 100 %. И это без учета терминала ЭВАК. По предварительным оценкам установка упрощенного устройства обойдется в 170 тысяч тенге.
Если же вы хотите ввезти малолитражку (до 1.5 литра) в возрасте от 3 до 5 лет, то можно рассмотреть ввоз авто по упрощенке с заполнением таможенного приходного ордера (ТПО). В этом случае каждый кубик объема будет стоить от 1.5 до 1.7 евро, и никакого НДС.
Для забавного Toyota Yaris 2013 года выпуска с литровым агрегатом под капотом (2.1 млн тенге), к примеру, таможенная очистка обойдется не более чем в 523 тысячи тенге. Плюс к ним 1.2 млн за регистрацию и 340 тысяч утильсбора, ну и стоимость доставки из Германии. И это опять же еще 100 % сверх стоимости авто.
А что в итоге?
Ввоз автомобиля из-за пределов Таможенного союза не просто не выгоден, он практически невозможен для обычных граждан. Проводить испытание работоспособности кнопки вызова экстренных служб могут позволить себе только производители, да и то, как выясняется, далеко не все готовы ради поставки на рынок ЕАЭС тратить деньги на краш-тесты.
Что касается стран ЕАЭС, то и тут особой выгоды нет. Исключением могут стать распродажи стоков либо же марок и моделей автомобилей, которые в нашей стране не представлены.
Поиски и тех, и других могут затянуться на неопределенный срок, плюс мы всегда рекомендуем внимательно читать условия скидок и проверять статус дилера, т. к. в России велик риск нарваться на мошенников, умело маскирующихся под официальных представителей марок.