Госдеп США не поддержал санкции в отношении Крыма

Фото: depositphotos.com
Госдепартамент США дал критическую оценку законопроекту, который предлагает официально закрепить политику непризнания Крыма и увязать снятие соответствующих санкций против России со статусом полуострова. Об этом заявил координатор американского внешнеполитического ведомства по санкциям Дэниел Фрид, выступая на семинаре в Атлантическом совете в Вашингтоне.

По его мнению, закрепление санкций в законодательном акте лишит внешнюю политику США в отношении России гибкости. «Наши санкции не будут усилены кодификацией, — подчеркнул он. — Но это уменьшит нашу гибкость в использовании санкционных механизмов для восстановления суверенитета Украины, сотрудничества с ЕС».

Законопроект под названием «Акт в поддержку стабильности и демократии на Украине» (англ. «Stability and Democracy for Ukraine Act») был опубликован в начале мая группой американских конгрессменов с целью прояснения политики США в отношении Крыма, «сохранения санкционного режима против России и трансатлантического единства по этому вопросу».

В частности, документ предлагает закрепить политику непризнания Крыма на уровне закона по аналогии с так называемой доктриной Стимсона, в рамках которой США отказывались официально признавать юрисдикцию СССР над Латвией, Литвой и Эстонией вплоть до обретения ими независимости в 1991 году. А именно, текст запрещает федеральным ведомствам США «любые действия, подразумевающие признание суверенитета РФ над территорией, воздушным пространством или территориальными водами Крыма», включая «изображение полуострова частью России на печатных картах». Речь идет именно о политике правительства, но такой запрет не распространялся бы на другие организации. Так, например, американское информагентство AP еще в 2014 году перестало указывать Крым как часть Украины в выходных данных своих материалов.

Кроме того, предлагается закрепить в форме закона и действующие против России санкции, связанные с Крымом. Имеются в виду так называемые «точечные» ограничения, которые были введены тремя указами президента Барака Обамы против ряда компаний и граждан России, чиновников из правительства экс-президента Украины Виктора Януковича и руководства провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

Говоря о гибкости внешней политики, Фрид имел в виду, что пока решение об их продлении ежегодно принимает президент США, но если они будут закреплены законом, для их отмены будет необходимо решение конгресса, что бюрократически гораздо сложнее. Достаточно вспомнить, как у конгрессменов ушло почти два десятка лет на отмену поправки Джексона-Вэника в отношении России после того, как распался СССР, и исчезла сама причина введения поправки.
Примечательно, что текст предусматривает два варианта критерия для отмены санкций: «Восстановление суверенитета Украины над Крымом или же иное разрешение вопроса о статусе полуострова под международным наблюдением и при согласии демократически избранного правительства Украины».

Что до более широких отраслевых санкций, введенных в связи с кризисом на Донбассе, то любое их смягчение предлагается увязать «со своевременным и полным выполнением «минских соглашений». Причем формулировка игнорирует и позицию американской администрации, и Москвы. Так, в Белом доме признают необходимость выполнения Украиной своей части обязательств по «минским соглашениям», но в законопроекте про это ни слова. Вместо этого в документе ответственность полностью взваливается на Россию, руководство которой не раз указывало, что не является стороной соглашений.

Действующие санкции предлагается не только сохранять, но и ужесточить контроль над их соблюдением. Конгрессмены хотят обязать госдепартамент и минфин США каждые полгода готовить отчеты о деятельности банковских учреждений в Крыму, запретить партнерам по НАТО передачу России любых американских военных технологий и компонентов, которые могли бы привести к укреплению ее военного потенциала, а также расширить действие так называемого «Акта Магнитского» на Крым, Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье.

В своем стремлении «отработать» украинские интересы авторы доходят до того, что предписывают американской администрации «создать после консультаций с правительством Украины консорциум для привлечения частных инвестиций и снижения политических рисков для инвесторов». Это при том, что из-за внутриполитических дрязг Киев потерял доверие МВФ, уже на несколько месяцев приостановившего выплату очередного транша финансовой помощи. А нежелание администрации Петра Порошенко бороться с разгулом коррупции стало очевидным даже для поддерживавших Киев американских СМИ, включая газету New York Times, в марте жестко раскритиковавшую украинского лидера в редакционной статье.

Автор законопроекта — зампредседателя комитета палаты представителей США по международным отношениям Элиот Энджел, являющийся одним из наиболее ярых проводников политики в поддержку Украины в конгрессе и членом проукраинской лоббистской группы. Энджел, предки которого были евреями украинского происхождения и эмигрировали в США из Российской империи, в последние два года не раз бывал в Киеве и поддерживает связи с украинской диаспорой в штате Нью-Йорк, который он и представляет в конгрессе.

Игорь Дунаевский (Вашингтон)



Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий