«Как же относиться к тому, что часть лучших выпускников ежегодно уезжает за рубеж?»
Недавно «НГ» озвучила факты, прозвучавшие на коллегии управления образования: более четверти выпускников средних школ Костанайской области в 2015 году уехали учиться за рубеж, по итогам прошлогоднего ЕНТ область со средним баллом 78,89 на 9 месте, в этом учебном году пробное тестирование показало результат 70,89. Снижение объясняется тем, что часть хорошо подготовленных выпускников предпочитают вместо ЕНТ сдавать экзамены в школе, а учебу продолжать в дальнем и ближнем зарубежье.
Проблема не нова, процессы миграции молодежи идут во все странах мира, независимо от их уровня экономического развития. И речь о запрете таковых, к счастью, не идет. «Я не за то, чтобы запрещать», — сказал заместитель акима области Марат Жундубаев. Но если «мы не должны относиться к этому спокойно», то, как минимум, надо обеспечить российским и казахстанским рекрутерам одинаковые стартовые условия при наборе выпускников для дальнейшей учебы в вузе.
Если «российские вузы заходят в наши школы, проводят работу», то и нашим вузам в январе должны быть предоставлены такая же агитационная площадка и такие же права по досрочному зачислению на обучение. А если нет равных возможностей, то происходящий зимний набор в российские вузы весьма напоминает пиратство. Пока в мае-июне дело дойдет до «официальной презентации» — немалое количество выпускников будет потеряно для отечественных учебных заведений.
Так как же относиться к тому, что часть лучших выпускников ежегодно уезжает за рубеж, чтобы навсегда покинуть Родину? Наверное, надо больше ценить тех, кто останется. От их учебы и дальнейшей работы во всех сферах экономики, медицины, образования и культуры будет зависеть жизнь города и области, то есть наша с вами жизнь.
Как-то так повелось, что когда заходит речь о достижениях лучших учителей, то после высоких процентов качества по преподаваемым ими предметам идет перечисление их выпускников, поступивших в престижные учебные заведения страны и мира. Почему принято гордиться своим выпускником, который учится в Сорбонне и останется во Франции, а не тем, кто в любую погоду вовремя выезжает на маршрут и не рассматривает эмиграцию, как вариант решения проблем?
Если выпускники останутся жить и работать в Казахстане, вряд ли это будет заслугой одного только учителя. Куда более весомы будут государственные гарантии трудоустройства и социальной защищенности. Но точно заслугой конкретного учителя будет то, что его ученики решат выбрать профессию педагога. Вот это и есть те самые профессионалы, достойные высоких категорий.
А что касается недостатков в сфере образования и трудностей в педагогической работе, о которых пишут СМИ, то они не могут быть исправлены до того, как будут озвучены. Невозможно исправить то, о чем не принято говорить вслух. Наверно, не случайно президент Казахстана во время посещения предвыборного штаба «Нур Отана» сказал: «Настоящий патриот не тот, кто восхваляет свою страну, а кто замечает недостатки и способствует исправлению отрицательных моментов…».