Индиец Азим Премджи сумел превратить компанию своего отца по производству пищевого масла в IT-корпорацию со стоимостью $20,81 млрд.

От масла к компьютерам: как индийский «Билл Гейтс» заработал $15,9 млрд

Forbes оценивает состояние индийца Азима Премджи в $15,9 млрд. В рейтинге самых богатых индийцев он уступает лишь владельцу промышленного конгломерата Reliance Industries Мукеши Амбани с $18,9 млрд и основателю фармацевтического гиганта Sun Pharmaceutical Дилипу Шангви, активы которого достигают $18 млрд, передает РБК.
Источник богатства Премджи — IT-компания Wipro Limited. Ее капитализация достигает $21,45 млрд. Wipro начиналась как компания по производству пищевых масел в послевоенной Индии, а в 1970–1980-е годы совершила скачок в компьютерную отрасль. Премджи удалось капитализировать спрос на программистов, многократно выросший в мире в 2000-е годы. Бизнесмен вывел Wipro в лидеры рынка разработчиков ПО и аутсорсинга. Крупные компании обращаются в Wipro за системными решениями. В 2014 году индийская компания заключила один из крупнейших контрактов в этой сфере: в течение десяти лет она будет сотрудничать с канадским энергетическим холдингом ATCO, эта сделка принесет Wipro $1,2 млрд.
Знакомые и коллеги Премджи отзываются о нем как о требовательном, скромном и до мелочей экономном руководителе. Прижимистость индийца не распространяется на благотворительность. В июле он объявил, что доводит количество акций Wipro, принадлежащих трастовому фонду, до 39%. Благотворительный фонд занимается развитием начального образования в Индии. В 2013 году Премджи присоединился к «клятве дарения», которую ранее принесли среди прочих миллиардеры Билл Гейтс, Майкл Блумберг, Уоррен Баффетт и Ричард Брэнсон. Все они дали обещание передать или завещать большую часть своего состояния на благотворительность.
Начальник поневоле
Азим Премджи родился 24 июля 1945 года в состоятельной индийской мусульманской семье. Его отец — Мухаммед Хашам Премджи — был одним из ведущих рисоторговцев в Бомбее (ныне Мумбаи). В 1945 году он создал Western India Vegetable Products Ltd в городке Амалнер, штат Махараштра. Она занималась производством пищевых растительных масел и хозяйственного мыла. От торговли рисом ему пришлось отказаться — торговля этим злаком была национализирована.
Средства позволили семье отправить Азима в Стэнфордский университет учиться на инженера. Пребывание будущего миллиардера в США оказалось недолгим. Ему пришлось прервать обучение в 1966 году — за семестр до окончания. Внезапно умер отец Азима, и 21-летний юноша вынужден был вернуться на родину и встать во главе семейного предприятия.
Как вспоминал сам Премджи, смерть отца и последующее возвращение в Индию стали для него настоящим шоком. Акционеры Western India Vegetable Products Ltd первоначально приняли нового руководителя фирмы в штыки. Азим рассказывал, что одна из первых встреч с акционерами началась с того, что один из владельцев акций публично предложил бизнесмену подать в отставку, потому что он слишком молод для руководства компанией. Будущий миллиардер проигнорировал этот совет.
От масла к компьютерам
В 1970-е годы Премджи занимался непрерывной модернизацией компании, делая ставку на высококвалифицированные кадры и новые технологии. Это позволило Western India Vegetable Products Ltd вступить в конкуренцию с большими индийскими компаниями, например производителем мыла Hindustan Lever. Но настоящий прорыв компания совершила в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Он был связан с компьютерными технологиями. В 1978 году американская IBM закрыла свой бизнес в Индии — правительство принудило корпорацию к уходу, обвинив в том, что монополист (IBM контролировала 80% рынка высоких технологий) намеренно поставляет в страну устаревшую продукцию. Это позволило индийским компаниям начать осваивать новую отрасль в тепличных условиях. В 1977 году Western India Vegetable Products Ltd сменила название на Wipro Ltd.
Компания начала с производства мини-компьютеров (в это время по размеру они были сопоставимы с современным холодильником). Базовые компьютерные технологии Wipro приобрела у американской компании Sentinel Corp. В дальнейшем индийцы использовали собственные разработки, созданные с помощью специалистов из Научного института Бангалора.
Сам Премджи рассказывал: «Мы создали первоклассную команду и пошли своим путем, 40% наших сотрудников были заняты новыми разработками, 40% — работали в службе клиентской поддержки, а оставшиеся 20% занимались продажами». Продажи мини-компьютеров Wipro шли хорошо и после того, как Индия ослабила протекционистскую политику и в страну вернулись крупнейшие транснациональные компьютерные компании (включая IBM). У Wipro даже образовался избыток сотрудников. «Вместо того чтобы их увольнять, мы подумали — а что если сделать глобальную исследовательскую лабораторию, услугами которой за плату могли бы воспользоваться все желающие», — заявил Премджи. Wipro оказывалась в выгодном положении: у нее уже была клиентская база, кроме того, низкие издержки (в том числе на заработную плату) делали ее привлекательной для потенциального потребителя.
Модель, которую в бизнесе применила Wipro, была классическим аутсорсингом: вместо того чтобы заниматься собственными компьютерными исследованиями, создавать и налаживать ПО и системные решения, компании могли обратиться в Wipro и получить готовые или адаптированные решения. По такой модели с компьютерщиками стали работать индийские промышленные конгломераты Tata, Infosys и Satyam.
Новая модель бизнеса привела к изменению в философии Wipro. «Мы стали делать необычные вещи. Мы стали нанимать не хороших технических специалистов, а хороших бизнесменов, которые приносили прибыль», — заявлял Премджи. По его словам, это похоже на одну из расхожих максим Кремниевой долины: «Проще дать умному человеку техническое образование, чем привить инженеру бизнес-менеджмент».
В 1989 году Wipro запустила вместе с General Electric производство медицинской техники. За последние двадцать лет компания вышла на международный рынок компьютерных технологий — у Wipro было свыше 100 клиентов среди 500 крупнейших компаний мира, по версии Fortune. Хотя на создание ПО с начала 2000-х годов приходится свыше 80% прибылей, компания не забросила и традиционный бизнес по производству масел. «Это весело, это можно потрогать, в отличие от ПО», — говорит Премджи. «Кроме того, это прибыльный бизнес. Он растет на 25% ежегодно. На нем тренируются наши менеджеры, на нем мы оттачиваем свой маркетинг, финансовых специалистов», — заявлял он университетскому изданию Стэнфорда.
Трудоголик, коллекционер и филантроп
Всплеск интереса к Премджи произошел в начале—середине 2000-х годов. Он совпал с бурным экономическим ростом в Индии и развитием IT-технологий по всему миру. В 2003 году приложение Bloomberg Businessweek опубликовало очерк о его жизни. В нем рассказывалось, как миллиардер встает в 4:30 утра и начинает свой день с переписки с топ-менеджерами Wipro на четырех континентах. Рабочий день Премджи заканчивается к семи вечера. В 2000-е годы Премджи активно перемещался между городами, где открыты офисы Wipro, — Сан-Франциско, Лондоном, Мумбаи. «Конкуренция усиливается, вы должны быть готовы шевелиться», — говорил Премджи.
Путешествует Премджи регулярными авиарейсами, избегая бизнес-джетов. Он останавливается только в трехзвездочных отелях и лично стирает свои вещи. Таковы его представления об экономии. «Скрудж Макдак — просто Санта-Клаус по сравнению с Премджи», — заявил Bloomberg Businessweek один из топ-менеджеров Wipro в Бангалоре. Даже количество рулонов туалетной бумаги в офисе Wipro подлежало учету, от сотрудников требовалось выключать свет при уходе с работы. Премджи иногда лично проверяет соблюдение этого правила. Жесткие условия труда распространяются на всех сотрудников компании. Businessweek писал, что менеджеры должны лично отвечать на письма — у них нет секретарей.
«Я никогда не требую от сотрудников того, чего не делаю сам», — утверждает Премджи. Деловые партнеры говорят, что он действует честно и решительно. Когда Wipro привлекает новых менеджеров, им дается свобода действий.
О личных пристрастиях Премджи известно немного. Он является коллекционером предметов искусства, а в свободное время любит совершать пешие прогулки по горам в Бангалоре.
Премджи мусульманин. Когда в 1948 году Британская Индия раскололась на преимущественно индуистскую Индию и мусульманский Пакистан, у его семьи была возможность перебраться в страну своих единоверцев, отца Премджи звал перебраться в Пакистан сам основатель этого государства Мухаммад Али Джинна. Тот отказался. Себя бизнесмен считает в первую очередь патриотом, он говорит, что он «сначала индиец, а потом уже член какой-либо общины — мусульман, бангалорцев или выпускников Стэнфорда». Премджи все-таки закончил Стэнфорд — почти тридцать лет спустя после своего внезапного отъезда в 1960-е годы. Он сделал это заочно — ему не хватало для получения диплома лишь пройти курс искусств.
С начала 2000-х годов Премджи вкладывает средства в реформу начальных и средних школ в Индии. Хотя критики утверждают, что деньги благотворительного траста Премджи до школ не доходят, организация регулярно отчитывается о проделанной в сотрудничестве с правительством работе. Его задача — поиск эффективных моделей школьного образования и подготовка учителей. В 2011 году было объявлено о создании трастом Премджи 1300 школ по всей стране — они бесплатны, и преподавание в них ведется на местном языке.
«В Индии более 50% неграмотных. Мешает ли это прогрессу страны? Конечно!» — заявил миллиардер в 2010 году.
Фото: AFP

Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий