Берик Хамзин родился в селе Кызылсая неподалеку от Кокшетау. Ему 34 года. Еще в детстве парень мечтал стать актером и хотел как можно раньше претворить свою мечту в жизнь. Однако карьера молодого человека в Казахстане строилась в ином направлении. Закончив университет в Кокшетау по специальности «Преподаватель английского языка», он, как порядочный гражданин своей страны, отправился служить в армию. После Берик устроился на государственную службу. Так он проработал в столице более пяти лет: в международном отделе по направлению туризма и спорта. Руководство даже выдало своему специалисту жилье в общежитии, но собственных ключей от квартиры казахстанец так и не дождался. Именно в тот момент наш герой решил реализовать свою давнюю мечту. Берик отправился в самую крупнейшую в мире страну по количеству выпускаемых фильмов и кассовых сборов.
«Я приехал в США 29 июля в 2012 году по студенческой визе. Это был штат Калифорния, город Лос-Анджелес. Там я начал свое обучение на языковых курсах в колледже Санто-Моники. Хоть я и обучался на преподавателя английского языка в Казахстане, здесь мне не хватило моего уровня знания — здесь говорят по-американски. По прибытии я столкнулся с рядом проблем. Когда я находился в Казахстане, принимающая сторона в США сообщила мне одну цену за обучение, а по приезде в колледж потребовали намного больше. Проблема в том, что я рассчитывал свои финансовые средства на ту стоимость, которую огласили ранее, а здесь такие сюрпризы. С этого все и началось…», — вспоминает Берик.
По словам рассказчика, он не смог оплатить свое обучение в колледже, так как нужно было помимо учебы жить и питаться. Берик решил найти другую школу дешевле. Для этого ему пришлось покинуть столицу киноиндустрии.
«Мне пришлось переехать в штат Нью-Йорк. Но и здесь я «не потянул» обучение — жить было очень дорого. Я столкнулся со многими трудностями. Здесь я никого не знал. Пришлось искать ребят, которые так же приехали сюда когда-то из Казахстана, и я встретил таких. Они помогли мне обосноваться на новом месте», — продолжает Берик.
В Нью-Йорке парень прожил чуть более года. После чего решил переехать в город Питтсбург, штат Пенсильвания.
«Понимаете, тяжело, когда нужно платить за обучение и в то же время зарабатывать себе на жизнь. Но проблема даже не в этом, а в том, что стыдно возвращаться на родину ни с чем. Ведь у меня была цель — проучиться и получить диплом американского вуза. А когда не добиваешься своих целей, это сильный удар по амбициям. Но в то же время я подумал, что некоторые не могут продержаться здесь и месяц, а я все-таки хоть как-то живу уже долгое время в этой стране», — отметил Берик.
В Питтсбурге герой прожил почти два года, работал в пиццерии, где поначалу получал стабильную зарплату.
«Это сезонная работа. Когда есть покупатели, меня просят работать, а когда их нет, говорят, что выходить не нужно. Что хорошо в Америке, так это то, что проработав в пиццерии всего три месяца, можно заплатить со своей зарплаты за аренду жилья, приобрести себе хорошую одежду, вдобавок ко всему этому можно и откладывать какие-то средства, которых хватит на приобретение недорого автомобиля. Хотелось бы, чтобы и в Казахстане зарплаты были такими же, потому что там (в Казахстане – прим. автора), проработав пять лет на более престижной работе, не всегда получится взять автомобиль», — сетует рассказчик.
Сейчас Берик работает водителем на велосипедном такси в Нью-Йорке. По словам иммигранта, это единственное место, где не требуются разрешительные на работу документы. Срок легального пребывания Берика в США истекает.
«В американских колледжах главное, чтобы платили и посещали занятия пять дней в неделю. А как же тогда работать? Только работая, я смогу оплачивать школу. Говорят, что в течение 90 дней после того, как я бросил обучение на языковых курсах, где обучают как в детском саду, я могу еще восстановиться. Но я этого не хочу. Все равно диплом мне не выдадут. Получается, плачу только за то, чтобы находиться здесь легально. Язык я учу, общаясь с людьми вне школы. Обучение там, где выдают дипломы, стоит очень дорого. В штатах так много нелегалов, которым не нужно платить за обучение, и казахов здесь очень много. Мы даже работаем в одной сфере. Каждый старается добиться своих целей. Практически мало тех, кто помогает своим соотечественникам, потому что каждый думает о том, как «выжить» самому, но, тем не менее, мы общаемся и работаем вместе», — делится Берик.
Он планирует прожить в Америке еще год, а после вернуться на родину. В селе Кызылсая его ждут мама и брат.
«Конечно, предлагают разные варианты легализоваться в стране. Один из популярных — жениться на американке. Наши же соотечественники предлагают за определенную сумму свести с фиктивной невестой. За такие услуги в Калифорнии просят от 20 до 25 тысяч долларов. Но никто из них не дает никаких гарантий, и зачастую это обман. И вообще я хочу жениться по любви, а не из-за выгоды. Есть много других способов, но они за гранью моего воспитания: принять другую веру, стать геем и прочее. Прожив в Америке почти три года, я сделал для себя один вывод: если ты развратный человек, то тебе рады в стране, а если ты нормальный мужчина, то в США ты не нужен», — подытожил свой рассказ иммигрант.
Следующий герой оказался в США благодаря известной президентской программе «Болашак».
«Я здесь уже более года. Нахожусь здесь вместе с семьей — супругой и дочкой. Женился год назад. Я приехал по программе «Болашак» по специальности «Управление в сфере образования», остановился в Нью-Йорке», — рассказал Нурлан Канайбеков.
По словам стипендиата, жизнь в Нью-Йорке ему очень нравится.
«Давно мечтал приехать сюда. Появилась возможность поступать по президентской программе, чему я очень рад», — делится он.
Нурлану сейчас 25 лет. Парень родился в Таразе. Там же окончил университет. В Нью-Йорке Нурлан обучается на языковых курсах, ему еще предстоит поступать на магистратуру в американский вуз.
«Сейчас я учусь на языковых курсах в Колумбийском университете. Хочу поступать в университет Майами либо в Сиэтл», — рассказывает о своих планах молодой человек.
Дочь Нурлана родилась в США и соответственно имеет американское гражданство.
«У моих знакомых так же ребенок родился в Нью-Йорке. Думаю, проблем с перемещением дочки из США в Казахстан не возникнет. Насколько я знаю, по достижению 18-летнего возраста ребенок сам выбирает: оставаться гражданином США либо принять казахстанское гражданство», — размышляет болашакер.
По рассказу Нурлана, он получает стипендию по программе в размере двух тясяч долларов, снимает квартиру за 1,5 тысячи долларов.
«Мне, конечно, помогают родители — отправляют периодически деньги на жизнь, так как стипендии не хватает на всю семью, и это логично, ведь она рассчитана только на меня, — говорит казахстанец. — По студенческой визе можно подрабатывать. Еще я подрабатываю на такси по вызову. Но, конечно же, основное время провожу в библиотеках за учебниками»..
Нурлан ежедневно читает новости из Казахстана, знает о девальвации национальной валюты и надеется, что экономика страны будет только развиваться, а соотечественники жить лучше.
«По программе я должен вернуться на родину и проработать в Казахстане пять лет. Я беспокоюсь, что там я не смогу найти хорошую работу и получать достойную заработную плату. Но, все-таки, мы граждане Казахстана и должны вкладывать свои силы в развитие нашей страны, и я надеюсь, что мне удастся это сделать. Казахстан дал мне возможность получить престижное образование, и я благодарен за это», — делится стипендиат.
Как рассказывает студент, в Нью-Йорке много казахстанских иммигрантов, которые остались жить в США.
«Поначалу одна знакомая семья хотела вернуться в Казахстан, но через какое-то время они стали привыкать к американской жизни. Они живут здесь уже более 60 лет. Им здесь нравится. Когда им хочется, они посещают родные края», — продолжил Нурлан.
Казахстанцы часто встречаются в США и, по словам Нурлана, в основном обсуждают темы, связанные с родиной, устраивают «казах-пати», отмечают Наурыз.
«Мы вспоминаем нашу натуральную еду, блюда. Здесь с качеством питания большие проблемы. Мы часто читаем в Интернете, что в Казахстане проблемы с трудоустройством, оплатой труда, и очень за это переживаем. Дай бог, казахстанцы переживут эти времена. Очень много соотечественников покидают страну и приезжают сюда. Мы стараемся помогать таким людям в вопросах жилья, обустройства», — говорит он.
Нурлан делится тем, что в США он много чему научился и планирует вернуться в Казахстан с новыми полученными знаниями.
«У Казахстана светлое будущее. Все будет постепенно. Что касается работы, то если человек хочет ее найти, он всегда это сделает. С хорошим образованием в Казахстане не пропадешь», — подытожил свой рассказ собеседник.