Космодром Байконур в Казахстане настолько плотно связан с историей и современностью советской и российской космонавтики, что кажется неотъемлемой её частью. Однако начиная с 90-х годов прошлого века «Байкодром» начал неизбежное отдаление от России.
Хотя договор аренды с Казахстаном действует до 2050 года, шаг за шагом присутствие России на Байконуре сокращается, всё меньше стартовых комплексов используется и всё чаще возникает вопрос, что будет дальше. В начале 2023 года вопрос совместного использования космодрома снова обострился: Казахстан арестовал российское имущество и требует 2 млрд рублей, а Россия выставляет свои встречные требования на $220 млн.
По договору 1994 года между Россией и Казахстаном космодром Байконур со всем стартовым оборудованием стал собственностью Казахстана, но Россия арендует всю необходимую для космической деятельности территорию и инфраструктуру за $115 млн в год.
Россия использовала и использует Байконур как по своим национальным программам, включая военные запуски, так и по международным проектам: сотрудничество по пилотируемым космическим станциям «Мир» и МКС, запуски научных аппаратов других стран. Также важную роль Байконур выполнял и в коммерческой деятельности «Роскосмоса». Только благодаря пускам ракет «Протон» с иностранными спутниками Россия заработала около $10 млрд за последние 25 лет.
Однако ситуация, когда Россия активно использует космодром для заработка, а платит фиксированную стоимость, не устраивала Казахстан. Тем более что главным «кормильцем» «Роскосмоса» оказался «Протон». Он заправляется токсичным топливом, а основную нагрузку от его воздействия несет окружающая среда Казахстана. Это неоднократно вызывало кризисные ситуации во взаимоотношениях двух стран, вплоть до временных запретов ракетных пусков.
Чтобы сохранить возможность использования Байконура и для смягчения межгосударственного напряжения, космические ведомства двух стран разработали совместный проект.
Однако Казахстан не торопился выделять запланированные межгосударственным соглашением $220 млн на модернизацию стартового комплекса. Причины такой медлительности было две: задержки при разработке «Союза-5» и американские санкции на российские ракеты. Санкции США были введены на продукцию российских ракетно-космических компаний в 2015 году как следствие аннексии Крыма, но в действие они вступили только в 2023 году. Соответственно, те идеи, которые изначально закладывались в «Байтерек» в момент его создания или «технико-экономическое обоснование», говоря канцелярским языком, в 2023 году становились несостоятельными.
Начало полномасштабного вторжения России в Украину существенно усугубило внешнеэкономическое положение России. Все западные заказчики российских ракет вместе с частью восточных отвернулись от «Роскосмоса». В таких условиях экономические перспективы «Байтерека» ещё усложнились, поэтому понятно нежелание Казахстана вкладываться в неликвидный актив. Текущее состояние проекта – в подвешенном состоянии: Казахстан ожидает новое технико-экономическое обоснование, от которого и зависит дальнейшее участие в проекте.
У России есть планы на продолжение пилотируемых полётов и после 2028 года уже на свою собственную станцию РОС, которая пока далека от готовности. Её будущее напрямую связано с состоянием российской экономики и государственных приоритетов. Даже если условия позволят запустить эту программу, её можно осуществлять и с Восточного, если его модернизировать под пилотируемые «Союзы».
В итоге есть все шансы, что в 2028 году Россия окончательно уйдет с Байконура. В этот момент исторические «Ворота в космос», открывшие человечеству дорогу во Вселенную, станут грудой металлолома – памятником ушедшей эпохе и ушедшей сверхдержаве.
С другой стороны, ряд факторов может сохранить присутствие «Роскосмоса» на казахстанском космодроме и дать ему будущее. Если сотрудничество России с США на МКС продлится, с Украиной будет подписан мир, а западные санкции сняты.