Новый год, любимый праздник детей, которые ждут подарков и деда Мороза, их приносящего, — не за горами.
Но все ли жители нашей страны будут праздновать его с такой же радостью, или точнее… будут ли праздновать вообще? Корреспонденты NUR.KZ выясняли, как отмечают Новый год мусульмане в нашей стране?
Так, в соседних республиках – в Таджикистане и Узбекистане – празднование Нового года в детских садах, школах, ресторанах в этом году запрещено. Желающие могут поддержать традицию дома, но в общественных местах атрибутики зимнего праздника не найти.
В Казахстане празднование не запрещено, но истинные мусульмане не придерживаются этой традиции. Некоторые, кто менее религиозен, празднуют Новый год, обходясь без алкоголя на столе, а другие и вовсе отмечают смену годов в обыкновенном понимании – с оливье, шампанским и так далее.
Алматинец Даурен против празднования Нового года – он также считает, что для мусульманина это неправильно. Однако садиться за новогодний стол молодому человеку все же приходится – большая семья, придерживающаяся других взглядов, собираясь в праздник вместе, желает видеть и старшего сына в своем кругу.
Конечно, Даурен отказывается от бокала шампанского и съестных излишеств, а, посидев немного с родными, уходит спать. Кроме того, ему не нравится то, что сын верит в деда Мороза, который приносит подарки – мужчина считает, что таким образом ребенка с детства приучают ко лжи.
Мусульманин Берик считает, что Новый год является не мусульманским праздником и отмечать его не нужно, в том числе, если для этого придется отказаться от корпоративной вечеринки с коллегами – так как мусульманину не только запрещено употреблять алкоголь, но и не положено находиться там, где его употребляют.
Помимо этого, молодой человек уверен, что нужно отказаться от празднования и в семейном кругу, более того, не наряжать елку, и не просить подарков у деда Мороза. А если приобретать подарок для ребенка, то он должен быть максимально полезным.
В статье на сайте Центральной мечети приводится цитата имама Джалаледдина ас-Суюты, который историю возникновения праздника отсылает к христианству, подчеркивая то, что к исламу он отношения никакого не имеет.
«В эти ночи они совершают такие порицаемые вещи как зажигание огней, приготовление пищи (праздничного угощения), приобретение свечей и так далее. И отмечание этого (праздника) ежегодно — из религии христиан. У этого нет основы в Исламе. Об этом нет даже упоминания у праведных предков. То есть, основы этого «праздника» взяты из христианства», — гласит цитата.
«Особо кощунственно выглядит картина празднования Нового года, когда с бокалом шампанского в руках произносятся такие фразы: «Дай, Аллах, нам счастья в этом году!» — и все хором говорят: «Аминь!», поднимая при этом бокалы», — пишут на сайте Центральной мечети.
Также упоминается и о том, что детей с малого возраста нужно «приучать во всех своих нуждах уповать на Аллаха», а не полагаться на доброго волшебника Санту.
Кроме того, религия осуждает и использование во время праздника хлопушек, петард и фейерверков, потому что, во-первых, взрывы нарушают тишину и спокойствие людей, пугая их, а порой приводят к несчастным случаям.
«В исламе высоко ценится человеческая жизнь, и уделяется особое значение безопасности во всех аспектах жизнедеятельности. Нанесение вреда своему здоровью, также запрещено в исламе», говорится в посланиях Центральной мечети.
Также считается, что покупка пиротехники – это пустая трата денег и она равносильна их сжиганию, а в религии пустая трата имущества называется расточительством, и может привести к тому, что человек будет обделен теми благами, которыми его «щедро одаряет Аллах».