Горожане недоумевают по поводу скоропалительного внедрения электронного билетирования.
С 11 января текущего года в наземном общественном транспорте Алматы отменена наличная оплата проезда. Попрощавшись с валидаторами, горожане в срочном порядке начали скупать карточки «Онай».
В понедельник из всех автобусов исчезли валидаторы, не купившие желтую карточку пассажиры, по старинке заплатили водителю 80 тенге и получили белую бумажку в качестве подтверждения оплаты. Но не тут-то было, в автобус зашли контролеры. Проверив терминалом карточки тех пассажиров, у кого они имелись, рассказали о незаконности наличной оплаты и предложили приобрести карточку «Онай».
Напомним, стоимость карты 400 тенге, но проехать по ней вы можете лишь один раз. Затем нужно пополнить счет через терминал Qiwi. Оставшиеся 320 тенге являются залоговыми, их вы сможете вернуть в офисе компании при наличии чека выданного при покупке.
История первая. Выходя из дома, не забудь: ключи, деньги, мобильный телефон и карточку «Онай»
Контролеры направились к молодой девушке, которая глядела в окно, слушала музыку в наушниках, и изредка пританцовывала в такт музыке и явно не догадывалась о происходящем.
— Пожалуйста, предъявите карточку «Онай» для проверки,- сказал контролер в желтом жилете. Не дождавшись ответа, он одернул девушку за плечо и повторил сказанное.
— Но у меня нет с собой карточки, я ее забыла дома,- сказала она и вытащила из кармана мелочь. – Я хотела заплатить через валидатор, но его там не было.
— Тогда можете купить карточку у нас и заплатить за проезд, — сказал второй проверяющий и протянул ей карту.
— Я не буду ее покупать, я студентка и у меня карточка со скидкой, я плачу 40 тенге, а по вашей карте 80.
Действительно, что делать, если вы вдруг забыли карту дома. Придется покупать новую карточку, искать автомат для пополнения счета, если вы хотите пересесть или доехать обратно или совершить на запланированную пешую прогулку. Такими темпами можно собрать коллекцию карточек, а если вам удастся сохранить чеки, то, конечно, вы снова сможете вернуть свои 320 тенге за каждый экспонат.
История вторая. Отмена проездных, или как потратить четверть зарплаты на проезд.
— Когда снова введут месячные проездные билеты? — поинтересовался мужчина средних лет в куртке с надписью «Кузет».
Контролеры переглянулись, и сказали: «Не знаем, позвоните в офис» и отошли в другой конец автобуса.
Между мужчиной и сидящей рядом с ним женщиной в красной шляпке, завязалась беседа. Невольными свидетелями, оказалось как минимум 20 человек.
Как оказалось, оба пассажира на протяжении нескольких лет в конце каждого месяца покупали проездные билеты за 6000 тенге. Доехать до работы и обратно, а по выходным выбраться на базар или торговый центр в среднем за месяц на оплату проезда на общественном транспорте требуется 4200 тенге, при таком раскладе проездной билет оказывается не выгодным.
Если же подсчитать расходы человека, который добирается до работы с двумя и более пересадками, то ежемесячно тратить на поездки придется от 8 400 (при 2- пересадках) до 12 500 (при 3-х) тенге.
В целом посильная сумма для работающего человека. А теперь давайте представим, что оклад мужчины в черной куртке 60 000 тенге, он является единственным кормильцем в семье, добирается до работы с двумя пересадками и спешит домой к супруге и двум детям школьного возраста, которые также ездят школу на автобусе. Для школьников, студентов и пенсионеров есть специальные именные карты, где проезд составляет 40 тенге. Проведя грубый расчет, добавим 5000 тенге за двух школьников, но ведь и их маме придется ездить на автобусе на рынок, школьное собрание или поликлинику добавим еще 1600 тенге.
Итого 15 000 тенге (8 400 + 5 000 + 1 600) будет тратить семья на проезд в общественном транспорте.
История третья: В ожидании исправного автобуса.
Контролеры продолжили искать «зайцев». В автобус вошел пассажир приложил карту, однако вместо привычного мелодично звука послышался неприятный скрежет. К нему подошли работники транспортного холдинга и после нескольких попыток аппарат все же снял плату в размере 80 тенге.
— А что нам делать, если в автобусе не будет работать терминал? – спросила пенсионерка.
— Если терминал не работает, то автобус не должен выходить на рейс.
— А если он сломается во время пути, то что? – не унималась старушка.
— Тогда придут контролеры и пересадят вас на другой автобус,- ответил он.
Согласно договоренности между ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» и компаниями-перевозчиками при проблемах с работой терминалов автобус не может перевозить пассажиров. Он обязан остановиться, к месту остановки в течение 15 минут приедет контроллер «ОҢАЙ», который с помощью своего терминала выдаст пассажирам пересадочный билет, с его помощью пассажиры смогут в течение 90 минут продолжить свой путь к необходимому месту на следующем транспортном средстве того же маршрута, не оплачивая повторно за проезд.
Как-то так, к примеру, если бы добираетесь на работу за 30 минут, а в автобусе сломался терминал, то доедете до нужного места вы как минимум через 45 минут, а то и больше.
История четвертая. В поиске электронного зайца
— Ну, когда уже поедем?- возмутилась пассажирка автобуса.
— Сейчас, минуту подождите, мы быстро проверим, и вы поедите, — ответил ей контролер.
Пятиминутным «стоянием» автобуса на остановке сегодня никого не удивить. На возмущение водители отмахиваются словом «график». Но спрашивается, зачем лететь от остановки к остановке, ловко маневрируя между рядами легковушек, а потом отдыхать по полчаса?
Контролеры не дремлют и практически в каждом автобусе ищут электронного зайца. В большинстве случаем это не прерывает движение транспорта, но приносит ряд неудобств, связанных с большим столпотворением или вечным поиском карты в недрах бездонной сумки.
К слову, с 18 января с привлечением Управления административной
полиции ДВД города и представителей СМИ планируется провести рейды по
выявлению безбилетных пассажиров в общественном транспорте.
История пятая. Маленький нарушитель
В передней части автобуса, есть место напротив всех сидящих, где размер сидения рассчитан толи на очень большого человека, толи на пассажира с ребенком, но не как не на двух людей со средним сложением, сидела женщина с ребенком.
— Будьте добры, предоставьте вашу карточку,- спросил контролер,- а где карточка ребенка?
— У него ее нет,- ответила она.
— Сколько ему лет?- вновь задал вопрос проверяющий.
— Семь, — ответила женщина и добавила.- У него недавно был день рождения, он еще не ходит в школу.
По закону РК дети до семи лет в общественном транспорте ездят бесплатно. Школьники же оплачивают 50% стоимости проезда. А как быть с детьми, которым уже семь лет, но они еще не ходят в школу и не имеют льготной карты? Есть два выхода из ситуации. Либо не платить за проезд, либо покупать ребенку карту и оплачивать полную стоимость проезда.
История шестая. Есть жи, я приезжий
Тем временем, о внедрении новой системы оплаты проезда с водителем оживленно говорил мужчина с дорожной сумкой.
— Возьмите вы за проезд, мне только за Сайрана доехать,- говорил мужчина.
— Я не могу принять деньги, вам нужно купить карту и оплатить через нее,- ответил водитель.
— Вы можете купить у нас карточку за 400 тенге,- сказали контролеры.
— Не нужна мне карточка, зачем мне за нее платить если я не живу в Алматы, мне нужно только доехать до вокзала и все, — ответил, наотрез отказавшись приобретать электробилет.
Что делать гостям южной столицы, которым приходится иногда единожды передвигаться на автобусе? Купить карту, сохранить чек, найти офис транспортного холдинга, чтобы сдать карту и забрать залоговую сумму. Мне почему-то кажется, что мало кто будет этим заморачиваться. Очень неудобно и затратно по времени.
Заплатить за другого, своей картой тоже не получится, терминал не принимает повторную оплату.
Введение электронной карточки «Онай» — одна из реформ городского Транспортного холдинга. В Европе и некоторых городах СНГ электронная система билетирования применяется давно. Нельзя не отметить положительные стороны проекта — денежные средства будут выведены из теневого оборота, соответственно будут увеличены налоговые поступления в бюджет.
Возможно в будущем, года через два, даже наладится режим работы общественного транспорта, и поздно вечером можно будет легко доехать до пункта назначения на автобусе или троллейбусе. А в обеденное время можно будет не бояться, что станешь пассажиром гоночного автобуса, с утра не заледенеть в получасовом, а то и более длительном ожидании транспорта.
Но что делать приезжим, не говоря уже об иностранцах. Что делать если забыл или потерял карту, или не выгодно оплачивать каждую поездку на транспорте?
Если мы берем пример с Европы, так может, брать его полностью, а не частями. Заботится о людях, решать их проблемы, а не создавать новые. Во многих городах «Старого света» есть разовые билеты, автоматы по их продаже на остановках, проездные на разные сроки, а также имеются специальные тарифы.
Быть может, вместо электронной системы билетирования нужно было закупить новые автобусы, осуществить ремонт имеющегося транспорта и выделить, наконец, деньги на их надлежащее содержание. Если мы возмущаемся тем, что автобусы часто глохнут на полпути, то к грязным поручням, разбитым окнам и сломанным, черным от грязи сидениям уже привыкли.
Алматы это не только пересечение улиц Абая и Фурманова, это и Калкаман, и Шанырак, и Ожет, где электронные терминалы — единственное, что напоминает Европу.
Диляра Азанбекова
Фото yvision.kz,inform.kz, voxpopuli.kz, motor.kz