О чем писали журналисты изданий на казахском языке. Обзор прессы за неделю на inbusiness.kz.
Разговаривают вчера двое моих соседей. По словам одного из них, у него машина сломалась. «Как так, у тебя же она новая?» – удивился другой. Я спросил, какого она года выпуска, отвечают, 2011-го. Вот как! Десятилетний автомобиль для нас считается новым, задумался я уже про себя, рассуждает автор материала.
– Действительно, мы ездим на 20, 30-летних автомобилях, продаем и покупаем их между собой. Скрипучие, ржавые драндулеты из девяностых до сих пор миллионами ездят по стране. В развитых странах такие страшные машины давно утилизировали бы. Но только не у нас. У нас эти «старички» стоят больших денег и даже умудряются стабильно дорожать! Верите или нет, но в обществе, где низкая покупательская способность, 10-летний автомобиль смело называется новым. С вхождением в ЕАЭС цены на автомобили резко выросли. Но, боюсь, самое худшее еще впереди. Мне кажется, сейчас такую политику проводят целенаправленно для ввоза в Казахстан устаревших российских «тазиков» (продукция ВАЗ и Lada. – Ред.). Но извините, я лучше пешком похожу, чем буду ездить на них, признается автор.
Почему казахов постоянно «опускают»?
С численностью казахов в Казахстане ведут непонятные игры. Похоже, власть «регулирует» численность казахов, когда их становится много. Такое заявление активиста Мухтара Тайжана в соцсетях тиражирует портал qazaquni.kz.
– Опубликованы данные по национальному составу Республики Казахстан. Казахов опять 69%. Но 69% уже было, в 2009 году! Потом сказали, что ошиблись, опустили до 65%, потом еще опустили до 63%. Теперь вот опять вернулись к 69%. По данным и прогнозам покойного демографа Макаша Татимова, казахов в 2009 году действительно было 69%, но в 2020 году уже было 80%. И это видно невооруженным глазом. Поэтому опубликованным данным, что казахов опять 69%, я не верю, – говорит Мухтар Тайжан.
От нашей нефти нет пользы для казахстанского народа
Казахстан входит в число 15 богатейших стран мира по запасам нефти. И какое-то время мы этим очень гордились. Потом гордость пропала и появился вопрос, почему у нас постоянно дорожает бензин и дизельное топливо, пишет «Жас Алаш».
Сегодня страны с развитой нефтехимической отраслью осуществляют глубокую переработку сырой нефти. А мы можем гордиться только тем, что экспортируем ее. По словам экономиста Жанабая Алдабергенова, казахстанская технология переработки нефти настолько устарела, что в то время, когда мы получаем 300-350 кг топлива из тонны нефти, российские НПЗ производят 600-700 кг топлива на тонну. В Европе и США этот показатель составляет 800-870 кг.
– При таком техническом потенциале мы по-прежнему сталкиваемся с нехваткой топлива. Потому мы будем зависеть от импортных товаров. Само собой разумеется, что цены на импортную продукцию нестабильны, – говорит он.
«Потому и выходит, что нефти у нас много, а разбогатеть на ней мы не можем. Плохим домом правит гость. Не надо было передавать бразды правления иностранным корпорациям. Если бы правительство уделило немного внимания вопросам повышения квалификации специалистов, укрепления технологической базы и модернизации нефтеперерабатывающих заводов, то не стала бы казахская земля кормушкой для иностранцев. Если бы реформы в нефтегазовой отрасли были хорошо организованы, народ давно уже не жил бы в бедности», – говорится в материале.
Абир Дабиров