Кроме того, ссылки в учебниках будут только на официальные сайты.
Изменена нормативная база, регламентирующая подготовку новых учебников для общеобразовательных школ. В соответствии с этими нормативами будет обеспечен новый подход в подготовке учебников. О том, какую работу проводит Министерство образования и науки над допущенными ошибками при издании учебников, рассказал МИА «Казинформ» вице-министр Асхат Аймагамбетов.
— Асхат Канатович, в прошлом году было много нареканий по содержанию новых учебников. Что было предпринято по устранению этих ошибок, а, главное, по их недопущению?
— По недопущению этих ошибок были предприняты меры. У нас пятиступенчатая экспертиза. Я хотел бы остановиться на некоторых вопросах подробнее. Первое — это автор. Мы внесли норму, согласно которой автором этих учебников могут быть не только один человек. Раньше автор не регламентировался. Это мог быть представитель высшей школы, условно, профессор, или это мог быть учитель школы. Мы полагаем, что очень важно ввести норму, и мы это решение приняли. Теперь авторами учебников могут быть авторские коллективы, причем, одновременно должны быть как представители высшей школы, так и представители официальной практики — это учителя. И мы считаем, что это важный вопрос.
— Что вы скажете по вопросу проведения общественной экспертизы?
— В этом году уже поступило около 5,5 тысяч замечаний и предложений. Все наши учебники были вывешены на портале. По каждому замечанию мы посмотрели и приняли меры.
— Какие новации будут представлены в этом году?
— По тем учебникам, которые будут издаваться в этом году, а это 3-6-8 классы, мы впервые предоставим QR- код, который будут иметь каждый из этих учебников. Через него можно будет скачать электронный вариант учебников. Мы такую задачу перед собой ставили и реализовали через внесение изменений в нормативно-правовые документы.
— В прошлом году немало нареканий прозвучало по использующимся ссылкам в Интернете. Что изменится в этом году?
— Мы этот вопрос тоже нормативно урегулировали. Ссылки в учебниках будут только на официальные сайты. Условно ссылки можно было сделать на Википедию, на Youtube, но мы сочли, что ребенок, просматривая этот канал, может столкнуться с различной информацией и различного рода контентом, который не соответствует его возрастным и этическим рамкам. В целом, по ссылкам скажу, что они нужны. По ним дети должны учиться работать в Интернете, но они должны быть на официальные сайты, где есть гарантия, что там будет контент определенного содержания и качества. Это очень важный вопрос! Очень важно, чтобы эти ссылки были только на дополнительный, вспомогательный материал, потому что у нас к Интернету не все дети, не все школьники имеют доступ. Поэтому когда мы говорим: выполни обязательный материал, и его можно увидеть только через какую-то ссылку в Интернете, а не у всех есть такой доступ — это неравные условия. Именно этим продиктовано такое решение.
— Будет ли обязательной апробация для казахстанских школьных учебников?
— До этого апробация нужна была только для учебников начальной школы, сейчас апробация обязательна для всех. Поэтому в этом году мы провели через апробацию и начальную и среднюю школу. Учителя, которые в течение года работают с этим учебником, они высказывают свои предложения, при этом работают и дети, и их родители, поэтому мы считаем это очень важным.
— Готовы ли вы прислушиваться к мнению общественности, которая в прошлом году проявила необычайную активность?
— Недавно в Алматы мы проводили брифинг. В этом году мы дополнительно ввели по своей инициативе такой институт как исследование на социальное восприятие. Это когда наши педагоги оценивают — они смотрят с точки зрения правильного содержания контента, программы и, так далее. Представьте себе, когда оценивают эксперты центра «Учебник», они смотрят свою часть. Когда изучают наши филологи — они компетентны в своей части, но нам важно подключить к этой работе общественность, у которой другая точка зрения. Нам важно слышать голос общественности! В этом году мы подключили много журналистов, представителей НПО. И они с позиций общественного восприятия тоже провели анализ, дали оценку и внесли свои предложения.
— Расскажите об итогах «хождения в народ» экспертов и авторов учебников.
— В прошлом году мы впервые организовали поездку авторов учебников по всем регионам. И они лично встретились с учителями, которые работают по их учебникам, получили ряд замечаний, предложений. Мы считаем, что создание такой обратной связи между авторами и авторскими коллективами, непосредственно, и самими педагогами, очень важно. Поэтому, мы уделяем особое внимание вопросу качества учебников и считаем, что те проблемы, которые были, они в плановом порядке решатся.