ФОТО: ПЕТР КАРАНДАШОВ / ТЕКСТ: ЮЛИЯ АБРАМОВА
Теракты, потрясшие Актобе, не оставили равнодушным ни одного жителя страны. Казахстанцы не только сочувствуют и соболезнуют пострадавшим, но и беспокоятся за свою безопасность – вчера по всему Казахстану был объявлен желтый уровень террористической опасности.
Корреспонденты NUR.KZ опросили жителей Алматы, чтобы выяснить, что сейчас чувствуют горожане и какого наказания они ждут для людей, совершивших злодеяние. Нужно отметить, немало респондентов отказались отвечать на вопросы журналистов. Были среди них и те, кто не следит за ситуацией и слышал о событиях лишь «краем уха».
Шамиль и Аспандияр
— Следите ли вы за ситуацией в Актобе?
— Да, следим. Ничего хорошего.
— Чувствуете ли себя в безопасности?
— Да.
— Если ли страх?
— Нет, не страшно.
— Как вы считаете, какого наказания заслуживают террористы?
– Смертная казнь. У них мозги уже отравлены. Он взял оружие, пошел. Все уже. Самое суровое, какое есть.
Дмитрий
— Следите ли вы за ситуацией в Актобе?
— Сегодня читал новости. Я даже не знаю что думать, непонятно, кто и для чего это сделал.
— Чувствуете ли себя в безопасности?
— Даже не знаю, если честно. Страха особого нет, семья только, близкие.
— Как вы считаете, какого наказания заслуживают террористы?
— Наверное, самого сурового. Не должны люди страдать. Видать, кому-то это нужно, раз такое происходит у нас.
Елена
— Следите ли вы за ситуацией в Актобе?
— Да, это нас очень волнует. Сегодня мы пришли на работу и переживаем сильно. Нас волнует, что объявлен желтый уровень опасности. Мы переживаем.
— Есть ли у вас родственники, друзья в Актобе?
— Нет, там родственников нет, но это неприятно и очень больно.
— Чувствуете ли вы страх?
— Конечно, страх чувствуется, и по людям чувствуется. Меньше люди ходят кушать. Мало того, что ораза, еще, я так думаю, из-за этого тоже. Мне кажется, все равно этот страх присутствует.
— Чувствуете ли себя в безопасности?
– В данное время да, потому что есть такая притча в интернете: «- Знаете, что такое война? — Нет, не знаем, мы в Казахстане живем». Поэтому неприятно очень, больно, страшно.
— Какого наказания заслуживают террористы?
– Вы знаете, я затруднюсь ответить, потому что сказать сурового – не сказать ничего.
Анна
— Следите ли вы за ситуацией в Актобе?
— Если честно, не очень. Мне кажется, диверсии какие-то.
— Чувствуете ли себя в безопасности?
– Серьезно не задумывалась, но тревога есть, но так, чтобы конкретно нужно что-то делать, предпринимать какие-то меры, пока еще не думала.
— Страшно ли вам?
– Если об этом сесть, подумать, то можно прийти к какому-то решению, не знаю.
— Какого наказания заслуживают террористы?
– А нам кто-нибудь объяснил конкретно, какая цель была? Мое личное мнение – теракт — это когда что-то масштабное, не дай бог. А это — группа дурачков непонятных, сколько их там было, пусть человек 15, я даже точно не знаю. Ну кто они – бандиты, может, дурачки, для чего это делалось? Я не вижу смысла, для чего они это сделали. И их очень мало для того, чтобы что-то масштабное совершить. Во-вторых, это глупо среди бела дня бежать там что-то… Мне кажется, информация не совсем достоверная до людей доходит. Может, это бандиты обкололись, полезли куда-то, а нам — теракт сразу. Кто его знает. Наказание согласно закона, я не знаю, какие там статьи — нападение, убийство. Что там можно вменить. И сажать их, наказывать. Что с ними делать еще?
Нурхат
— Следите ли вы за ситуацией в Актобе?
— Да, вчера новости слышал, есть такие, что сказать. Эти теракты именно перед оразой не знаю из-за чего, может у них там свои планы такие. Страха нет, чувствую себя в безопасности. Наказание не знаю, какое нужно – Аллах даст свое наказание.
Руслан
— Следите ли вы за ситуацией в Актобе?
— Да, слежу, печально, конечно, и соболезнования. Это сотрясло нашу страну и очень печально, конечно же. Я бы не сказал, что страх есть, скорее, тревожность. Но я чувствую себя в безопасности. Наказание – самое строгое.
Жанболат
— Запустили мы всякую гадость, что можно сказать? Пока чувствую себя в безопасности, страха нет. Наказание нужно суровое, даже смертная казнь. Не жалко их.
Лаура
— Следите ли вы за ситуацией в Актобе?
— Такая тема животрепещущая. Следим, насколько это возможно. Насколько объективно и реально преподносят инфо официальные источники.
— Чувствуете ли вы страх?
-Конечно, еще бы! Настолько это близко, вчера — Актобе, сегодня — здесь, не дай бог, конечно.
— Чувствуете ли себя в безопасности?
— Честно говоря, нет, потому что, судя по тем событиям, которые случились в Актобе, я так думаю, это может случиться в любой момент, даже вот сейчас, не дай бог, конечно.
— Какого наказания заслуживают террористы?
— Там история очень темная. Судя по той информации, которая идет сейчас — это молодые ребята, у которых нет ни идеи, ни идеологии. Зачем они туда пошли – большой вопрос.
Светлана
— Следите ли вы за ситуацией в Актобе?
— По новостям, но даже не знаю, что сказать. Мы там не были, но в любом случае это все очень страшно.
— Чувствуете ли вы себя в безопасности?
— Пока да, особенно, здесь, в городе.
— Какое наказание должно быть для этих людей?
— Ситуация непонятная, кто в этом виноват. Какое наказание? Погибли люди. Кто-то остался без отца, без кормильца. Поэтому – самое жесткое, которое есть у нас в стране. С другой стороны, они — тоже люди. И что-то есть такое, что заставляет их это делать. В любом случае, за своих детей, за своих родных очень страшно.
Руслан
— Следите ли вы за ситуацией в Актобе?
— Нет, мне некогда. Но я в курсе, слышал. Страха нет, чувствую себя в безопасности, мы же стабильное государство. Какое должно быть наказание? Я не знаю, наверное, надо строго наказывать. Мы нормально живем уже сколько лет, тихо, мирно. Кому что не нравится? Сажать их надо пожизненно. Или вообще из страны куда-нибудь.
Иминжан
— Есть ли у вас страх из-за событий, которые произошли в Актобе?
— Страха нет, я думаю, что наше государство из тех, что отделились от Советского Союза, — самое хорошее. Я слышал, что там напали на воинскую часть – ну что это такое — напасть на воинскую часть? Они (военные – прим.ред.) их (нападавших – прим.ред.) как куропаток перестреляют. Кому это нужно, я не знаю. У нас демократическая страна, все национальности у нас хорошо живут, у нас нет ущемления. Называются какие-то нетрадиционные течения, я согласен, что в Алматы есть «бородачи», может, это они, а может, и другие. Полной информации нет.
— Чувствуете ли вы себя в безопасности?
— Конечно. Потому что у нас все отрегулировано, все нормально. Все хорошо регулируется.
— Какое наказание должно быть для этих людей?
— Тех, кто это все устроил, нужно посадить надолго. Возьмите Украину. Там получилось так, что в одной деревне одна власть, в другой – другая. Бардак. Если в Казахстане начнется хаос, то он разрушит все, что мы построили. Этого нельзя допускать, мы хорошо живем, у нас все есть.
Фарида и Зумрад
— Следите ли вы за ситуацией в Актобе?
— В Актобе – да, по новостям смотрим и получаем СМС, что в Алматы тоже опасность. Страшно. Придешь на работу, и не знаешь, что тебя ожидает. Безопасности не чувствуем.
— Какое наказание должно быть для этих людей?
– Должно быть строгое, по всей строгости закона, чтобы другим неповадно было. А жить хочется спокойно, у нас страна спокойная.
Подводя итоги, можно отметить, что алматинцы встревожены, хоть и не напуганы. Однако практически все они верят в то, что от повторения подобных событий казахстанцы будут защищены. Все они хотят одного – мирного неба над головой.
Напомним, 5 июня, в трех точках города Актобе произошла перестрелка. Жертвами теракта стали 19 человек, из них — трое гражданских и трое военных.
Министерство внутренних дел Казахстана признало произошедшие в Актобе нападения террористическим актом.
По всему Казахстану введен умеренный «желтый» режим террористической опасности, который будет действовать в течение 40 дней.
По информации, предоставленной пресс-службой МВД РК, убиты 13 из организовавших теракт в Актобе террористов, четверо ранены, еще семерых разыскивают. Кроме того, задержаны 8 человек, подозреваемых в причастности к экстремистам.
Все новости по теме «Теракт в Актобе» вы можете прочитать здесь.