ЧИСТОТА В ШЫМКЕНТЕ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Сначала мы проехали по всем объектам из первого репортажа и обозначили фронт работ для коммунальных служб.
Первым делом сотрудники ТОО «Спецавтотранс» взялись за уборку запущенных дворов. Подвальные ступени, беседки, тропинки и детские площадки очищались от стёкол, бутылок, шелухи, пакетов и листвы.
Неопрятные и непроходимые заросли были прорежены, мусор выметен, деревья побелены. Жители близлежащих домов встретили нашу инициативу радостно, но не все.
К нашему удивлению, нашлись жильцы, которые были категорически против позитивных изменений. Сотрудники коммунальной компании, наслушавшись ругательств в свой адрес, посетовали, что такие скандалы в их работе — не редкость. Сами жильцы частенько препятствуют наведению порядка, а логичных объяснений своему поведению не приводят.
Вот ещё пример из первого репортажа: достаточно новые мусорные баки разворочены, крышки выброшены, будто ненужные, площадка буквально заросла грязью. А всё потому, что она не на виду, а глубоко во дворах.
Жителей нашего города взволновали жуткие фотографии загрязнённых водоёмов, поэтому к очистке рек Кошкар-ата и Карасу были привлечены все силы ТОО «ЛТД Турмыс».
Сотрудники компании, которая отвечает за чистоту водоёмов, рек, каналов и прилегающей территории, принялись за работу в тот же день.
Река забурлила, тонны мусора высыпались на берег. Смотреть на это было и радостно, и страшно одновременно.
Страшно от осознания того, сколько работы приходится делать, чтобы навести чистоту. Сколько людей и техники занято ежедневно, чтобы город не погряз в нечистотах.
Подведу итоги.
За две недели подготовки этого репортажа мне пришлось столкнуться со многими непонятными ситуациями.
Например, почему там, где одни активно приветствуют коммунальные службы и помогают им, обязательно найдутся те, кто встанет в позу: «Ничего не трогайте! Пусть всё остаётся по-прежнему»?
Или почему одни горожане выезжают на субботники и убирают мусор в местах отдыха, а другие, видя, сколько людей борется с отходами, тут же бросают мусор на только что убранное место?
Ещё одна проблема заметна во взаимопонимании администрации города и муниципальных служб. Спущенное сверху чёткое и ясное распоряжение не всегда выполняется так, как сказано. Мешают безответственность и халатность руководителей на местах, непонимание задач, неправильные решения, недоделки, желание поскорей избавиться от задачи, отчитаться по ней и забыть, как страшный сон.
Важный шаг в этом направлении — запуск общегородского номера в WhatsApp: +7 777 885 85 13. Теперь каждый житель может обратиться с жалобами на деятельность коммунальных служб города, поделиться фотографиями не вывезенного вовремя мусора, стихийных свалок, открытых канализационных люков, поваленных деревьев и т. д. Сообщения будут попадать к ответственным лицам городского акимата, а нарушения — разбираться на еженедельных планёрках и устраняться в максимально короткие сроки.
Всего-то и надо: не бросать мусор мимо урн, не бить бутылки в беседках и скверах, следить за чистотой дворов, подъездов, лестничных клеток и детских площадок, не использовать арыки в качестве мусорных свалок, не мыть ковры и машины на берегах городских рек и каналов. Не делать самим и учить элементарным правилам детей. Все прекрасно знают, что в семьях, где принято заботиться об окружающей среде, и дети вырастают с чувством любви и уважения к родному краю.
Культура конкретного двора начинается с его жителей. Власти призывают горожан не только писать жалобы и звонить в акимат при первых же признаках проблем, но и самим принимать активное участие в наведении порядка: беседовать с нарушителями, стыдить равнодушных, устраивать дежурства и субботники.
В свою очередь, администрация для борьбы с грязью и мусором продолжает традицию ежегодных конкурсов на звание самых лучших дворов и улиц, активно ведёт просветительскую работу среди горожан, увеличивает количество агитационной рекламы на улицах города.
Продолжается повсеместная замена старых мусорных баков советского образца на новые современные контейнеры на колёсиках. Новые площадки «взывают» к чистоте и порядку яркими баннерами, а их задние фасады уже придумали использовать, как рекламные площадки, прибыль от которых будет пополнять городскую казну.