Газета «Еврейский Мир» опубликовала аналитическую статью Йоргена Боллера, президента Международного христианского посольства в Иерусалиме, крупнейшей в мире организации христианских сионистов, в переводе Александра Непомнящего, под заголовком «Евангелистская революция — важнейший стратегический актив Израиля». Эта статья является частью его выступления на Герцлийской конференции.
Резкое увеличение количества евангелистских христиан во всем мире, неизбежно ведёт к усилению международной поддержки еврейского государства.
В последние десятилетия, именно евангелистское христианство стало религиозным течением с самыми быстрыми темпами роста. В христианском мире евангелисты скоро превзойдут по численности католиков. Более того, в течение считанных десятилетий, количество евангелистских христиан возможно, даже превысит число мусульман.
При этом наиболее значительное увеличение числа евангелистов наблюдается, не в таких местах, как скажем Виттенберг, Женева, Лондон, Даллас или Нашвилл, а в городах вроде Манилы, Лагоса, Пекина или Сан-Паулу. Это, в свою очередь, ведёт к резкому изменению демографического ландшафта христианского мира, где среднестатистический христианин больше не европеец или североамериканский белый. Теперь большинство евангелистов — азиаты, африканцы или латиноамериканцы. И для Израиля эти изменения имеют колоссальное значение.
Чтобы понять, почему этот процесс является столь важным для еврейского государства, следует обратиться к истории.
В этом году мы отмечаем столетие Декларации Бальфура, и семидесятилетие голосования в ООН по резолюции о создании Израиля. Многие из тех, кто поддерживал создание еврейского государства, поступал так, прежде всего, исходя из своей глубокой христианской евангелистской веры. Так, лорд Бальфур, преданный христианин, верил в возвращение еврейского народа на свою библейскую родину, и именно поэтому приложил столько усилий ради декларации, носящей теперь его имя.
В свою очередь, Герцль во многом опирался на помощь Вильяма Хехлера, пастора британского посольства в Вене, который и помог основателю сионистского движения встретиться с немецким кайзером. Да и люди, вроде Орда Вингейта или Джона Паттерсона, британских офицеров, помогавших сионизму, по сути, именно как христиане ответили на исторический вызов и библейские пророчества, встав на сторону возрождающегося государства.
Для того чтобы понять евангелизм, необходимо обратиться к ещё более давней истории, к событию, 500-летие которого мы тоже отмечаем в этом году — возникновению христианской Реформации. И хотя Мартина Лютера невозможно рассматривать в качестве друга евреев, инициированный им процесс реформации принципиально повлиял на христианство в современную эпоху.
Перевод Библии на распространённые языки мира, удвоился с изобретением книгопечатания. В течении нескольких десятилетий Библия оказалась в пределах досягаемости каждого европейского христианина.
Лютер разъяснил массам, что каждый из них создан Богом и потому в состоянии понять священное писание сам. Таким образом, он ограничил власть и влияние глав христианской церкви, священников, епископов и других религиозных лидеров. И когда христиане стали самостоятельно изучать Библию, они обнаружили там три фундаментальных истины.
Во-первых, что христианство происходит от иудаизма, что Танах и Новый завет были написаны евреями, и даже сам Иисус тоже был евреем.
Во-вторых, что Творец заключил завет с еврейским народом, и пообещал в будущем вернуть его на свою древнюю родину.
И в-третьих, что Библия запрещает преследовать евреев, даже если они и не разделяют нашу веру. Более того, Создатель сказал Аврааму: «И благословлю я благословляющих тебя». Одним словом, от евреев получили мы святые книги и верим в одного Бога.
В современном евангелизме можно выделить три важных и характерных аспекта.
Первый состоит в поддержке, и даже любви к Израилю и еврейскому народу. В этом отличие евангелистского христианства от христианства исторического. Существует один фактор, объединяющий евангелистов по всему миру, окажитесь ли вы в тропических лесах Амазонки, в дельте реки Нигер в Нигерии или в городах Китая, и это — глубокая любовь к Израилю. По сути дела, во многих странах мира, испытывающих сегодня резкое увеличение числа евангелистов, вообще не существует исторического антисемитизма, поскольку христианство начало развиваться там лишь в последнее время.
Второй заключается в демографических изменениях, происходящих в этих странах. Стремительный рост числа евангелистов способен превратить эти государства в стратегических союзников Израиля, по мере того, как евангелисты становятся в них всё более значительной частью населения. Так, например, в Бразилии, где проживает более 200 миллионов человек, евангелисты составляют от 26 до 30 процентов. В Гватемале, где около 16 миллионов жителей, евангелистов уже более 40 процентов. В Уганде с её 40 миллионами — 37 процентов, в Нигерии, 40 процентов от 180-миллионного населения. Даже в мусульманской Индонезии порядка 12 процентов от достигшего более четверти миллиарда человек населения, тоже составляют евангелисты. В Китае количество евангелистских христиан оценивается примерно в 100 миллионов человек.
Уже сегодня у этого явления есть политическое влияние и дипломатическая мощь, помогающая Израилю, как внутри самих этих стран, так и в международных организациях, вроде ООН.
И влияние это будет в ближайшие годы только расти. Предыдущий президент Нигерии Джонатан Гудлак, например, отдал распоряжение своим представителям в ООН не поддерживать решение о признании Палестинской автономии государством, именно благодаря давлению, оказанному в его стране евангелистской общиной.
И даже в тех странах, где евангелистская община пока мала, у неё тоже находится важная роль в оказании поддержки Израилю. Например, представитель Международного христианского посольства в Чехии сыграл решающую роль в продвижении резолюции местного парламента, принятой несколько недель назад о признании Иерусалима столицей Израиля — беспрецедентного для Европы шага. Кроме того, деятельность Международного христианского посольства в исламских странах Западной Африки в последнее время привела к сближению между их правительствами и Израилем.
И, наконец, третий аспект, касается процессов, происходящих в Соединённых штатах Америки, в наибольшей степени ассоциирующихся с евангелистским течением.
Дональд Трамп был избран в немалой степени благодаря поддержке евангелистов. И, несмотря на то, что он пока всё ещё не перенёс посольство в Иерусалим, он является самым верным партнёром нынешнего израильского правительства. И давление евангелистской общины США, ожидающей от Трампа реализации своего предвыборного обещания по поводу посольства, ощущается президентом весьма значительно.
Есть и ещё одна страна, которую следует упомянуть. И это — Иран, заклятый враг Израиля. Не многим известно, что даже в стране, находящейся под властью аятолл, наблюдается стремительный рост числа евангелистов. С тех пор, как в конце 70-х годов прошлого века, там произошла исламская революция, количество евангелистов увеличивается в этой исламской стране в десять раз, каждые десять лет. И если в 80-х годах, их было лишь несколько тысяч, сегодня число иранских евангелистов достигло почти миллиона человек. И многие из этих христиан, каждый день молятся за благополучие Израиля.
Главной же нашей задачей, как лидеров христианства, является сейчас объединить все эти силы, потрясающим образом разрастающиеся на просторах мира, чтобы превратить их в могучую поддержку Израиля. (mida.org.il)
Газета «Еврейский Мир» опубликовала аналитическую статью израильского востоковеда Мордехая Кейдара, в переводе Александра Непомнящего, под заголовком «Лживый посыл Раида Салаха и суть противостояния».
Будто стремясь понизить напряжённость между мусульманами и друзами, возникшую в Израиле после теракта на Храмовой горе, шейх Салах из Умм эль-Фахма написал полное лжи и лицемерия обращение. Вряд ли, однако, оно сумеет убедить друзов. Нам же следует осознать суть проблемы.
Произошедшее неделю назад на Храмовой горе убийство мусульманскими террористами двух полицейских-друзов привело к вспышке напряжённости и враждебности между друзами и мусульманами по всей стране.
Большая часть мужчин друзов служит в рядах Армии обороны Израиля и пограничной полиции. Эта религиозная группа, отколовшаяся тысячу лет назад от шиитского направления ислама, не считает себя мусульманами, те же, в свою очередь, видят в них «неверных».
Друзы хорошо представляют себе, что случится с головами на их плечах, окажись они во власти радикальных мусульман, и нынешнее положение друзов в Сирии не оставляет в том ни малейших сомнений.
После нынешнего убийства полицейских между представителями друзов и мусульман произошло несколько столкновений, а в деревнях, где проживают представители обеих общин, повисла гнетущая напряжённость.
Ситуацией попытался воспользоваться шейх Раид Салах — глава северного отделения «Исламского движения», запрещённого в Израиле за подстрекательскую и подрывную деятельность, и житель того самого арабского города Умм эль-Фахм, возле Хайфы, откуда вышли убийцы полицейских. Стремясь настроить друзов против государства Израиль, Салах опубликовал направленное к ним обращение.
Характерно, что в нём шейх называет друзов бани маруф (благочестивыми, арабск.), как бы подчёркивая своё уважение к ним. При этом, однако, он последовательно избегает выражения абна аль-таухид (избранные, арабск.) — названия, которым именуют себя сами друзы, и которое, с точки зрения ислама, обеспечило бы им религиозную легитимацию.
Салах пишет: «Мы хотим, чтобы и вы [друзы], и мы [мусульмане] жили вместе, одним обществом, построенным на принципах беспримесной арабской культуры и глубокого ощущения принадлежности к палестинской идентичности… Чтобы мы построили для себя, для своих детей и внуков, единое настоящее и единое будущее, которое сохранит для нас и для вас страну, дома и святые места…
В своих книгах я всегда старался подчеркнуть, что мы должны построить для себя и для вас единую судьбу, осознавая то, что вы — часть этого объединяющего нас общества. Часть повседневной жизни общины (арабов в Израиле — прим. переводчика), раскинувшейся на Галилею, Кармель, Треугольник, Негев и прибрежные города (имеются в виду Яффо, Хайфа, Лод, Рамле — прим. переводчика). Мы хотим, чтобы никто из нас не был бы лесорубом, подбрасывающим поленья в огонь израильской оккупации на Западном берегу (так Салах называет Иудею и Самарию — прим. переводчика) или в процветающем (под властью ХАМАСа — прим. переводчика) Секторе Газы, в благословенном Иерусалиме, в благословенной мечети Аль-Акса или в любом другом месте.
Повседневная реальность нашей и вашей жизни подчёркивает израильские расизм, угнетение и дискриминацию, которые направлены как против нас, так и против вас. Давайте же не позволим израильской оккупации разделить нас. У нас и у вас один общий арабский язык, у нас общие ценности, основанные на этичном и уважительном поведении, и повседневная жизнь объединяет нас в Шфараме, Раме, Абу Снане, Мраре, Хурфейше, Альбукие и многих других местах. Это и есть та основа, которую мы должны сохранять, в то время как связь (ваша — прим. переводчика) с израильской оккупацией (1948-го года — прим. переводчика) является отступлением от нормы. И нельзя допустить, чтобы это отступление одолело исходное состояние наших отношений, подорвало основу.
Я уверен, что если бы вы вновь обратились к завещанию Султана Баша аль-Атраша (друзского лидера в южной Сирии, восставшего против французской оккупации в 1925 году — прим. переводчика), вы обнаружили бы, что он призывал к тому же, что и я.
Я убеждён, что если бы вы вновь обратились к воспоминаниям последних десятилетий, которые связывали нас в разных ситуациях, вы осознали бы, что и они ведут вас к тому же, о чём пишу я.
Я обращаюсь и к себе, и к бани маруф, и ко всем частям нашего общества «внутри Палестины» (имеется в виду Израиль в границах 1948 года — прим. переводчика), во всем его религиозном и политическом разнообразии, и призываю начать проведение совместных встреч, чтобы превратить этот призыв в реальную программу нашей жизни…»
Очевидно, Салах полагается на короткую память отдельных друзов, принявших в последние годы нарратив палестинских арабов. Вот только, со всеми друзами, у него это вряд ли пройдёт. Там хорошо помнят отношение мусульман к друзам на протяжении всей тысячи лет их существования и ясно осознают, что произойдёт, если придётся вновь оказаться под властью исламских правителей вроде Раида Салаха и полагаться на их милость.
К слову, Салах, в угоду своим нуждам, ещё и искажает историю. Султан Баша аль-Атраша возглавил друзское восстание в 1925 году против французов, как раз для того, чтобы те, не присоединили друзов к Сирии.
Он опасался, и, разумеется, не без оснований, плохого отношения мусульман к друзам и потому стремился сохранить друзскую автономию, которой они обладали под властью Османов. Сегодня Раид Салах использует имя Баша аль-Атраша, чтобы убедить друзов прильнуть к мусульманам? Вверх наглости, цинизма и лицемерия.
У меня же возникает следующий вопрос: после того, как движение, созданное Раидом Салахом, было объявлено вне закона, почему у него вообще осталось право публично насаждать свою клевету?
Почему государство Израиль до сих пор не запретило ему заниматься распространением лживой пропаганды? В нынешней ситуации просто нет, и не может быть никакого другого выхода, кроме как наложить ограничения на передвижения и выступления лжецов и провокаторов, вроде Раида Салаха. И нет сомнений, что израильское законодательство это вполне позволяет.
Нельзя, чтобы демократия и свобода слова защищали тех, кто стремится подорвать эту самую демократию и уничтожить свободу слова. И к слову, этот принцип пять лет назад уже получил одобрение Верховного суда, в деле о движении «Аль-Ард». Израиль обязан озвучить недвусмысленный посыл врагам, сидящим внутри страны и разъяснить, что не позволит им, используя демократию и её инструменты для разрушения еврейского государства. Демократия, вовсе не должна быть рецептом к самоубийству.
Несколько лет назад, в одном из предыдущих раундов мусульманского насилия в Иерусалиме, шейх Акрама Сабри, на тот момент муфтий «Иерусалима и Палестины» заявил: «Нахну ацхаб аль-байт — мы хозяева Храмовой горы!»
В этом призыве заключается вся суть проблемы мусульман в Иерусалиме вообще и на Храмовой горе в частности. Он выражает классический и даже не радикальный исламский подход, подразумевающий, что именно ислам, а не иудаизм является хозяином Иерусалима и Храмовой горы.
Отсюда и отказ мусульман проходить проверку на металлодетекторах, установленных полицией на входах Храмовой горы. Ведь, сама обязанность мусульман быть досмотренными, доказывает то, что хозяевами на Храмовой горе являются не они, а Израиль и евреи. И это положение мусульмане вынести не могут, ведь, согласно их представлениям, иудаизм — это дин баталь — ложная религия, и только ислам — дин хак, религия истинная.
Евреи вправе жить под властью ислама, исключительно как ахль димми, то есть, находясь под покровительством мусульман, с ограниченными правами, и, разумеется, без всякой армии или полиции, приказывающей мусульманам, что и как им делать.
Ислам стремиться завладеть всем, что имеет отношение к иудаизму. Так Страна Израиля превратилась в Филистин — Палестину, Храмовая гора в мечеть Аль-Аксу, праотец Авраам в первого мусульманина, царь Соломон — в строителя иерусалимской мечети. Присутствие же и деятельность евреев в Иерусалиме и на Храмовой горе рассматривается мусульманами как возвращение иудаизма к своему прежнему положению — существующей и живой религии. И это положение является теологическим вызовом для мусульман, не способных с этим справиться.
Единственная возможность, при которой ислам смирится и примет как сам Израиль, так и его суверенитет, состоит в осознании силы и непобедимости Израиля, понимании, что любое противостояние ему, закончится разгромом и поражением.
Только такое признание вынудит мусульман на временное прекращение огня, называемое ими слам, и продолжающееся ровно до тех пор, пока Израиль силён, опасен и непобедим. Постоянный же мир в европейском понимании, вообще не существует на Ближнем Востоке. Поэтому, только сила и готовность её применить обеспечат Израилю временный мир, который будет длиться вечно, если Израиль продолжит вечно сохранять своё превосходство.
И потому, Израиль просто обязан сказать мусульманам, желательно на понятном им арабском языке: «Государство Израиль является хозяином во всех частях Иерусалима, и оно не примет никаких указаний от кого бы то ни было, будь то человек, страна, организация или группа, в вопросах, касающихся безопасности и полностью зависящих исключительно от его решений».
Теракт, в котором были убиты два полицейских, доказал, что есть необходимость предотвратить пронос оружия на Храмовую гору, и единственный способ обеспечить это, состоит в установке металлодетекторов, точно таких же, какие стоят на входах в отделения Национального страхования, куда мусульмане регулярно ходят получать свои многочисленные пособия. А тот, кто не согласен проходить через проверку, будет удостоен возможности остаться снаружи, за пределами Храмовой горы. (mida.org.il)
eadaily.com