Личный повар Назарбаева: Себе я не принадлежал

Фотограф Кирилл Федоров побеседовал с первым личным поваром Нурсултана Назарбаева – Алексеем Сырых. Предлагаем и вам познакомиться с историями из президентской кухни.

После учебы в техникуме советской торговли и армейской службы Алексея позвали в хозяйственное управление совета министров. Сырых проработал в диетической столовой Совмина с 85 по 87-й год.

Потом мне сказали – полетишь в Москву, будешь кормить человека. Не задавай вопросов, пришел – сказал «доброе утро», ушел – «спокойной ночи».

Этим человеком оказался Нурсултан Назарбаев, еще в бытность председателем Совмина Казахской ССР. Затем Назарбаева назначили на пост первого секретаря, и тот стал все время ездить в Москву то на день, то на несколько недель.

В первую же совместную поездку Назарбаев произвел Алексея Сырых в свои личные повара. И Алексей двадцать семь лет занимал эту должность. Объездил весь Казахстан с шефом, стряпал и в России, и за рубежом, и у Назарбаева дома.

Как утверждал повар из Кремля, с брежневской эпохи у первых лиц было не менее четырех поваров, но Алексею лишь лет через восемь позволили звать одного или двух коллег-поваров в подмогу. То же и с официантами.

Очень часто было так, что только я и официант, и мы в таком режиме могли обслуживать приемы.

В поездки по областям Алексей мог вытащить из своего коллектива двух-трех людей. В Москве поначалу справлялся один, но порой приходилось устраивать обед на пятьдесят человек, так что он стал приглашать помощь.

К своему кашевару Назарбаев относился тепло, однако непосредственно Алексеем руководил управляющий делами президента Владимир Васильевич Ни. Назарбаев и Сырых могли поговорить за одним столом, хоть и недолго: Нурсултан Абишевич мог поинтересоваться семьей своего повара, домом. Рабочие же проблемы решались через Ни.

Один из самых немаловажных вопросов был, конечно, квартирный вопрос. Но я практически жил на работе. Меня могли вызвать в любое время дня и ночи. Я мог с утра пойти на работу, а вечером позвонить своей жене уже из Москвы или из другого города Казахстана.

График и режим на такой службе – жестче некуда. Бывало, в сутках был только час-два на сон: нельзя было допустить ни единого просчета.

Потому что промахнулся и все, тебя нет.

Решения принимались на лету. Повар узнавал о поездке шефа, брал свой чемоданчик с ножами и заготовленные продукты, да отправлялся в путь. Случалось, в нелетную погоду вылет задерживался, и Алексею приходилось стряпать для шефа где-нибудь в аэропорту из тамошней кухоньки.

Себе я не принадлежал. Я не мог строить никакие планы, толком отдохнуть с семьей не получалось. Это все решалось за день, за два, когда я узнавал, что шеф летит заграницу, и меня нет в списке, мы могли взять путевку и улететь в отпуск. Давали в основном 10 дней.

Иногда Сырых выходил из одного самолета и тут же садился на другой, летел к Назарбаеву со своим верным чемоданчиком.

Из совхоза Панфиловского на стол Нурсултана Абишевича доставляли мясо, молочную продукцию. Снабжение другими продуктами – на месте по заявке. Алексей лично был «грибным человеком» и все дегустировал, проверял каждый продукт: специальных людей для этого не существовало. Только после его дегустации кушанья отправляли первым лицам.

При этом Назарбаев неприхотлив: была бы еда разнообразной и вкусной. Как делится повар, Нурсултан Абишевич любит отварное мясо на косточке, как истый казах, нежную курочку с картошкой, овощами, кореньями. Ценит и рыбу, и борщ.

Даже если он не знал, кто готовил, он мог определить – это Леша готовил.

Когда разрешили ввоз океанической рыбы из-за границы, пошли совсем иные особенности готовки и сервировки кушаний. Сырых старался не отставать, читал книги, учился и зарубежным приемам тоже.

Как в поговорке – век живи, век учись, дураком помрешь. Поэтому неважно, сколько тебе лет, нужно смотреть, изучать.

По словам Алексея, у каждого повара есть свои хитрости.

Повара никогда не выдают свои секреты, хотя рецепты всем известны, все равно найдется небольшой, но секрет.

 

Фото: fedorov.kz

 

Благодаря Назарбаеву Алексей свел знакомство с кругом высших руководителей: Горбачевым, Путиным, Кучмой, Медведевым, Лукашенко.

Когда Сырых впервые повстречал Путина, тот был главой ФСБ. Как-то на Чимбулаке Назарбаев встречал президентов. После катания на лыжах гости замерзли, зашли в резиденцию пообедать и посетить уборную. Сырых по просьбе шефа показывал дом гостям, а Путин пошел в туалет.

Он снял пальто, я предложил его подержать, и после того как он вышел, я ему говорю: «Владимир Владимирович, что-то в карманах у вас ничего нет». На что он мне ответил, что ничего никогда в карманах не носит. Мы посмеялись, вышли, и он говорит шефу: «Хороший у тебя повар. Шутит».

Однажды в Москве Назарбаев принимал Путина в постоянном представительстве на Чистых прудах. Для гостей накрыли стол с угощением. Назарбаев обратился к российскому коллеге:

«Владимир Владимирович, все хорошо! Но когда ты приезжаешь к нам в Казахстан, ты у меня в гостях. Когда мы приезжаем к тебе, ты снова у меня в гостях».

Не прошло и часа, как Путин приглашал Назарбаева в свою резиденцию.

Тем не менее Назарбаев просил Алексея брать свои плов, мясо, казы. Всегда он уважал казахскую кухню и стремился к тому, чтобы для высоких гостей наготове стояли национальные казахские блюда. Чтобы поняли, что в Казахстане есть своя кухня: вкусная, разная, гостеприимная.

Как-то раз проводился прием для Билла Клинтона в ресторане итальянской кухни. Начальник Алексея, Ни, велел держать казахские блюда про запас. Сперва сервировали салат «Капрезе», ризотто с вяленой грушей. А Назарбаев спросил у начальника протокола:

«Мы что, в Италии? У нас нет нашей кухни?»

Тут Сырых заготовленные кушанья вытащил: бешбармак, куырдак, манты. Нурсултан Абишевич был доволен, да и гостю весьма понравилось.

Но когда выносили бешбармак, Клинтону по казахскому обычаю поднесли баранью голову, как дорогому гостю. Он был в шоке и с испугом на лице попросил унести от него эту голову, со смехом вспоминает Алексей.

После ужина пригласили поваров и Клинтон, отодвинув итальянского повара, лично поблагодарил Сырых за угощение.

А Владимир Владимирович Путин, как говорит Алексей, уважает манты, частенько просил еще. Однажды для очередного приема на Чимбулаке повара сервировали особенное яство, между собой они его прозвали «сникерс»: запеченный ягненок, начиненный перепелами, а перепелки – куриными потрошками с гречкой.

Вынесли барашка, красивого, золотистого, разрезали, а внутри еще перепелочки – Путину и Назарбаеву это весьма понравилось.

Алексей с ностальгией вспоминает те времена. Тогда, в эпоху становления независимости, все было увлекательно.

Нурсултан Абишевич с первых дней определил меня своим личным поваром, и получилось так, что мы вместе развивались, каждый, конечно, по-своему.

Но спустя 27 лет такой службы Алексей Сырых устроился на более спокойную работу, шеф-поваром в зале для банкетов. По его словам, на президентской кухне что ни день, то испытание.

Можно сказать, что я поменял свою семью на то, что мне дана была такая честь – кормить первого человека Республики Казахстан.

 

Фото: fedorov.kz
Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий