Владислав Косарев. Фото: liter.kz
Депутат мажилиса парламента Владислав Косарев обратился с критикой к министру сельского хозяйства Аскару Мырзахметову во время правительственного часа. Он отметил, что министр «бьется как рыба об лед», пытаясь преодолеть отставание последних лет.
Мажилисмен призвал Мырзахметова грамотно строить сельскохозяйственную политику страны и не разочаровывать людей, которые остались на селе и верят, что могут начать жить лучше.
«Вы знаете, что сегодня села порушены. В некоторых селах пустуют земли, а если сегодня и притащить туда трактор, то мы механизатора там не найдем, чтобы посадить на этот трактор. Вот до чего дошло наше дорогое сельское хозяйство», — возмутился Косарев.
Также депутат обратил внимание на то, что сегодня главной фигурой на селе стал поставщик вместо производителя. Он решает кому, что и за сколько продать. При этом работают два управления хозяйством.
«Что это такое? Как это понять? Два облсельхозуправления? Как распределить их обязанности, что и какую они там роль играют — это загадка», — продолжил депутат.
Не меньшее возмущение вызвала работа сельских акимов. По словам Косарева, «это хохма», потому что аким не знает, сколько на селе коров, сколько огородов, кто, в принципе, что-то производит. Депутат предложил снимать тех акимов, какой объем продукции производит село, как зерновой, так и животноводческой.
«Я пошучу немножко. Говорят, тамбовский мужик спрашивает вологодского: «Какое у вас лучшее блюдо национальное?». «Ну, как, бляны!». «А как вы их едите?». «Ну, как, со сковороды да в прогреб!». «А чо в прогреб?. А в сметану макать?», — вспомнил анекдот к теме Косарев, правда, по его мнению, сельские акимы работают еще хуже.
Косарев также напомнил про «ножки Буша», и что скоро народу вновь придется есть их, потому что яйцо стоит 350 тенге за десяток. Если упадет спрос на яйцо из-за цен, и производственникам придется рубить кур, из имеющихся 32 млн кур останется еще меньше, а они итак сократились — раньше цифра была 60 млн птиц.
При этом, как отметил депутат, зерно для откорма кур и скота «девать некуда». Просто производственники не хотят его друг другу продавать.
«Тот, кто сегодня зажимает реализацию, тот погноит зерно, потому что оно хранится не на элеваторах, а в сараях. Банки необходимо отрегулировать так, чтобы обслуживали сельское хозяйство, потому что денежный оборот у крестьянина должен быть на глазах.
Каждый должен знать, насколько он произвел продукции, какой его финансовый ресурс, на что ему рассчитывать и тогда только он будет спокойно работать. В то время как на деле, в сезон сел, крестьянин в поисках средств бегает по инстанциям, не зная, откуда ждать помощи», — сказал Косарев.
Отдельно депутат затронул тему местных продуктов, а точнее их наличия. По информации Косарева, невозможно найти даже лопат казахстанского производства, их завозят из России с наценкой в 1,5-2 раза. Хотя лопаты можно производить здесь. Один сельчанин так и делал, депутат бегал с фотографиями его продукции, а высокие люди ему ответили: «Ему надо, пусть производит».
«Пока не будем заботиться о человеке, который производит продукцию, мы будем покупать извне. Вот вам и 80 тонн мяса птицы, которые мы хотим купить, а его можно производить не 80, а 180, распределив яйцо для населения дав им гарантии, что оно будет выкуплено. Это дважды два. Пора нам всем задуматься о том, как живет страна, с чьих рук кормится народ Казахстана», — заключил Владислав Косарев.