Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России Виктор Бондарев представил журналистам «фактическую картину атаки турецкого истребителя F-16 на российский самолет Су-24М в небе над Сирией».
Текст и видеозапись выступления генерал-полковника опубликованы на странице Минобороны России в Facebook, а также на канале оборонного ведомства в YouTube.
Приводим полный текст выступления главкома:
«В связи с появлением различных версий обстоятельств атаки турецкого истребителя F-16 на российский самолет Су-24М в небе над Сирией 24 ноября, хочу представить вам всю фактическую картину этого беспрецедентного по своей вероломности события. При выполнении боевой задачи 24 ноября в результате огневого воздействия произошло чрезвычайное происшествие: боевая потеря Су-24М с бортовым номером 83. В 9 часов 15 минут (мск) поступила боевая задача нанести удар в районе населенных пунктов Кепир — Мортлу — Захия на севере Сирии.
Для выполнения данной боевой задачи были определены два экипажа самолетов Су-24М, в том числе экипаж в составе подполковника Пешкова Олега Анатольевича и штурмана капитана Мурахтина Константина Валерьевича, самолет №83 с боевой зарядкой 4хОФАБ-250-270. Экипажам была назначена зона дежурства в воздухе в районе населенного пункта Маарет-Эн-Нууман на эшелонах 5800 метров и 5650 метров соответственно.
Взлет с аэродрома «Хмеймим» произведен в 9 часов 42 минуты. В 9 часов 52 минуты Су-24М вошел и 34 минуты находился в зоне обнаружения радиолокационных средств ВВС Турции. Через 20 минут после занятия экипажем зоны дежурства в воздухе с командного пункта авиабазы «Хмеймим» поступила команда на уничтожение скопления боевиков в заданном районе.
Экипажи последовательно выполнили бомбометание по двум назначенным целям и осуществили повторный заход левым разворотом для поражения оставшихся двух назначенных целей. В процессе нанесения удара по цели, расположенной на удалении 5,5 километра к югу от госграницы Турции, в 10 часов 24 минуты экипаж подполковника Пешкова О.А. выполнил бомбометание, после которого был сбит ракетой «воздух-воздух» самолетом F-16 турецких ВВС, взлетевшим с аэродрома 8 АвБ, Диярбакыр, расположенного на территории Турции.
При анализе видеозаписи индикатора воздушной обстановки, поступившей с командного пункта ВВС и ПВО Сирии, обнаружена отметка воздушной цели, осуществлявшей полет на скорости 810 км/ч со стороны Турции в направлении госграницы с курсом 190 градусов.
После сближения турецкого истребителя с самолетом Су-24М на расстоянии, равном дальности пуска ракеты — 5-7 км, что свидетельствует о нахождении самолета F-16 над территорией САР, истребитель выполнил резкий маневр вправо со снижением и пропал с экрана индикатора воздушной обстановки.
В соответствии с материалами объективного контроля средств ПВО, турецкий самолет находился в воздушном пространстве Сирии 40 секунд и углубился на ее территорию на 2 километра, а российский бомбардировщик государственную границу Турции не нарушал.
Пуск ракеты подтверждает экипаж самолета-ведущего. После боевого применения по цели и разворота влево на курс 130 градусов он наблюдал слева от себя факел и шлейф белого дыма, о чем доложил в эфир руководителю полетами.
© facebook
В 10 часов 25 минут руководитель полетов зафиксировал пропадание радиолокационной отметки на индикаторе кругового обзора от самолета Су-24М. На его дальнейшие запросы и запросы экипажа самолета ведущего подполковник Пешков О.А. не отвечал.
Необходимое подлетное время самолета F-16c с АвБ (Диярбакыр) из положения дежурства на земле к месту пуска ракеты составляет 46 минут (из них 15 минут — подготовка и взлет самолета, 31 минута — время полета к рубежу пуска). Таким образом, перехват самолета Су-24М из положения дежурства на земле с аэродрома Диярбакыр невозможен, так как необходимое время подлета превышает минимальное время для атаки цели на 12 минут.
При этом результаты объективного контроля РЛС Сирии подтверждают нахождение в воздухе двух F-16c в зоне дежурства с 9 часов 11 минут до 10 часов 26 минут в течение 1 часа 15 минут на высоте 2400 метров, что говорит о заранее спланированной акции и готовности истребителей действовать из засады в воздухе над территорией Турции.
Необходимо отметить, что прекращение маневрирования самолета-истребителя в зоне дежурства и начало быстрого выхода в упрежденную точку пуска произошло за 1 минуту 40 секунд до максимального приближения самолета Су-24М к сирийско-турецкой границе. Способ выхода самолета F-16c в зону разрешенных пусков (не по кривой погони) свидетельствует о наведении истребителя с наземного пункта управления.
© facebook
Действия же турецкого самолета после пуска ракет над территорией Сирии — форсированный разворот с потерей высоты и уход под нижнюю границу зоны обнаружения средств ПВО — также говорит о вероломности и плановости действий экипажа.
При этом средствами объективного контроля аэродрома «Хмеймим» и самолета ведущего не зафиксировано ни одного запроса экипажем турецкого самолета в адрес наших летчиков на оговоренной ранее частоте.
Удивительна готовность турецких СМИ к освещению инцидента. Удар ракеты «воздух-воздух» осуществлен пилотом самолета F-16 ВВС Турции в 10 часов 24 минуты и уже через 1,5 часа видеоролик с падением самолета был размещен на «Ютубе» турецкой частной телекомпанией.
Ракурс съемки позволяет определить ее возможное место. Оно находится на территории, контролируемой радикальными террористическими группировками выходцев с Северного Кавказа и бывших республик СССР. Оператор знал время и место, с которого было бы возможно сделать эксклюзивные кадры.
Оперативное появление в месте приземления пилота банд боевиков и публикация видеоролика с данным происшествием в Интернете через полтора часа свидетельствуют о заблаговременном информировании террористов о готовящейся провокации для ее видеодокументирования и размещения отснятых материалов в социальных сетях Интернета.
Все эти факты явно свидетельствуют о заблаговременной подготовке к уничтожению самолета и информационному освещению этих действий с применением ВВС Турции, незаконных вооруженных формирований, турецких информагентств при активной поддержке средств массовой информации.
Руководством авиационной группировки России, после подписания 23 октября 2015 года меморандума о взаимопонимании между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Соединенных Штатов Америки, осуществляющим руководство коалиционными силами, неукоснительно выполнялись меры по предотвращению инцидентов между военными воздушными судами Минобороны России и стран Коалиции, участвующих в операции.
В соответствии с этими договоренностями с пункта управления ВВС России на авиабазе «Хмеймим» представителям ВВС США была заблаговременно передана информация с указанием районов применения нашей пары бомбардировщиков Су-24М и занимаемых эшелонах.
Поэтому заявления различных официальных лиц Турции о том, что они не знали принадлежности нашего самолета — вызывают недоумение. Более того, турецкое военное руководство грубо нарушило все международные законы о порядке действий по охране государственной границы в воздушном пространстве. Также хочу особо обратить ваше внимание, что от турецкой стороны после трагедии не последовало ни извинений, ни предложений помощи в поиске и эвакуации экипажа.
Несколько слов о поисково-спасательной операции, которая была проведена для эвакуации с места приземления штурмана самолета капитана Мурахтина Константина Валерьевича. Хочу выразить благодарность всем ее участникам за четкие, слаженные действия, выдержку и хладнокровие, проявленные в сложнейшей обстановке, ночью, в окружении боевиков, приведшие к благополучному возвращению летчика на свой аэродром.
Как только капитан Мурахтин оказался в безопасности, по району, где его усиленно искали боевики и еще несколько других хорошо оснащенных и экипированных групп, были нанесены более чем массированные, сокрушительные удары нашими бомбардировщиками.
В заключение хочу сказать, что горжусь летчиками Воздушно-космических сил, техниками, командирами, обеспечивающим персоналом, которые выполняют боевые задачи в рамках борьбы с международным терроризмом в Сирии. И хочу выразить свои глубокие соболезнования родным и близким подполковника Олега Пешкова и рядового Александра Позынича, который погиб, спасая наш экипаж. Мы не бросим семьи наших товарищей и будем оказывать им всю необходимую помощь».
[youtube]https://youtu.be/T3nFgyGszvk[/youtube]
Напомним, 24 ноября над территорией Сирии турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24, выполнявший боевые задачи. Один из российских пилотов погиб, второй выжил. Как утверждает турецкая сторона, самолет был сбит из-за того, что якобы вторгся в турецкое воздушное пространство. Минобороны России, напротив,заявляет, что все время полета Су-24 находился исключительно над территорией Сирии.
Президент России Владимир Путин назвал крушение Су-24 «ударом в спину», который был нанесен России «пособниками террористов». Он заявил, что трагедия с самолетом будет иметь последствия для отношений Москвы и Анкары. Одним из таких последствий стало заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что Россия с 1 января 2016 года приостанавливает безвизовый режим с Турцией.
В свою очередь, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна не будет извиняться за сбитый российский самолет. По его словам, извиняться должна Россия, вторгшаяся в чужое воздушное пространство. А после прозвучавших в Москве обвинений в том, что Турция покупает нефть у ДАИШ и поддерживает террористические группировки в Сирии, Эрдоган посоветовал России «не играть с огнем».
tengrinews.kz