Банки надеются на пенсии казахстанцев
Эксперты вывели невеселую экономическую формулу — «Пенсии в РК некуда вкладывать кроме банков, а в банки нечего инвестировать кроме пенсий».
Напомним, что в Казахстане все частные пенсионные фонды упразднили и организовали единый пенсионный фонд. А в конце октября, в связи с кризисом, Нацбанк заявил, что выделит 1 трлн тенге на поддержку экономики из средств ЕНПФ. Из них 400 млрд тенге должно быть выделено на финансирование дефицита бюджета, а 600 млрд. тенге — на кредитование долгосрочных проектов.
Но что мы имеем на сегодня? Лидером по заимствованию из ЕНПФ в абсолютном выражении стал Казкоммерцбанк (ККБ) с суммой 312 млрд тг. Вторым идет Народный банк (303,6 млрд тг), потом — Kaspi банк (266,5 млрд тг), Евразийский банк (190 млрд тг) и АТФ (160 млрд тг). Казахстанцы от этого не в восторге, многие опасаются потери своих накоплений.
Пенсии народа — надежда банков
Как отмечает экономист Галим Хусаинов, пенсионные накопления – это в текущих условиях единственный тенговый долгосрочный источник фондирования, поэтому его и отправляют в банковский сектор. «Проблема заключается в том, что пенсионные накопления, в основном хранятся в тенге, и соответственно, в долларовом выражении они значительно обесценились. Другими словами, доходность по долларовым активам значительно выше, чем по тенговым, за счет курсовой разницы и это создает негативный фон в отношении пенсионных сбережений. Другая проблема это возвратность. Значительное сосредоточение пенсионных активов в банковском секторе несет инвестиционные риски, которые имеют долгосрочный характер, но в Казахстане вкладывать больше некуда, кроме банков и облигаций».
Полусбывшиеся прогнозы
Таким образом, получается некий замкнутый инвестиционно-пенсионный круг. Ранее, в 2014 году, эксперт по финансам Ермек Тайчибековотмечал, что «заливать» пенсионные активы в БВУ – мера вынужденная. Но не потому, что больше некуда, а потому, что без этого может стать хуже. «Если этого не делать, то в ближайшем будущем банковская система выйдет на дефолт. А так, они съедят эти подачки от Национального банка и это им позволит еще как-то худо-бедно существовать 2-4 года. А там уже что-то можно будет придумать.
Например, месторождение Кашаган перейдет в формат коммерческой добычи, и увеличатся существенно поступления в государственный бюджет. Или Российская Федерация в рамках Евразийского Союза поможет Казахстану повлиять на иностранных недропользователей и повысить экспортную нефтяную пошлину за 1 тонну нефти с нынешних 80 долларов до 350-ти как в России», — уверял в 2014 году эксперт.
«Уж лучше пусть так, чем очередная девальвация до 250-300 тенге. Народ выдержит поддержку банков пенсионными активами, да и не все в Казахстане понимают и осознают, что их накоплениями закрывают громадные финансовые дыры в банках второго уровня. А если в ближайшее время провести повторную девальвацию, то, во-первых, этим могут воспользоваться внешние силы, а во вторых терпение граждан может лопнуть», — так ранее предполагал эксперт. Однако как мы все знаем, очередная девальвация, поднявшая курс тенге до 300 за доллар все-таки состоялась.
Есть ли вера в достойную старость?
Отметим, что чистый инвестиционный доход ЕНПФ на начало текущего месяца составил – 488 029 725 тенге, в прошлом месяце он был – 434 968 927 тенге. Сравнивая с февралем текущего года, прирост значительный. В феврале 2015 года чистый инвестиционный доход ЕНПФ составлял – 18 893 143 тенге.
Однако, если сравнить сегодняшнее положение дел в пенсионной системе, где все деньги аккумулируются в одном фонде, с той, когда работало несколько частных пенсионных фондов, то ситуация только ухудшилась. Вспомним — за что не раз критиковали частные фонды? За то, что вкладывают пенсионные деньги в материнские структуры и не могут обеспечить хорошую доходность. Это были главные обвинения, на которых впоследствии было выстроено решение об упразднении частных пенсионных фондов.
Сегодня, имея в наличии только один пенсионный фонд и управляющего в лице Нацбанка РК, мы видим абсолютно ту же самую картину, только еще более рискованную – пенсионные деньги вкладываются в те же самые банки, только объем вложений возрос в несколько раз. И еще одно очевидное негативное отличие нынешней системы от той, что была раньше – никто ни с кем не конкурирует, не соревнуется в получении доходности, доходность воспринимается как данность, и не более того. Таким образом, ситуация с пенсионными сбережениями глобально не стала лучше.