Национальный кинематограф в Узбекистане в почете и поэтому пользуется государственной поддержкой.

Горячая узбекская самса вместо «Американского пирога»

Национальное кино поддерживает государство

Национальный кинематограф в Узбекистане в почете и поэтому пользуется государственной поддержкой. Начиная с 1996 года последовательно принимались правительственные решения, в результате которых каждый год из госбюджета выделялись средства на развитие отечественного кинематографа. Так, в соответствии с указом президента Республики Узбекистан от 16 марта 2004 года «О совершенствовании управления в сфере кинематографии» кабинетом министров было принято специальное постановление о финансировании национального кино. В год национальное агентство «Узбеккино» финансирует производство 15 единиц художественных фильмов, семь единиц мультипликационного кино, до 60 часов документальных и научно-популярных фильмов.

Узбекское кино условно можно поделить на государственное и частное. Первое — это патриотические картины, посвященные молодежи, любви к родине, дружбе народов. Они больше отражают государственную идеологию, поэтому некоторые фильмы скучны, но имеют хороший бюджет и профессиональный уровень. Достижением постсоветского узбекского кино можно назвать фильмы: «Оратор», «Девичий пастух» (режиссер Ю. Разыков), «Мальчики в небе» (режиссер З. Мусаков), «Феллини» (режиссер Н. Аббасов), «Источник» (режиссер Ё. Туйчиев), «Юрта» (режиссер А. Шахобиддинов), «18-й квадрат» (режиссер Д. Касымов). Все эти фильмы были сняты на государственные деньги.

Коммерческое узбекское кино

Помимо государственных кинокомпаний, в процесс кинопроизводства вовлечено 60 частных киностудий. Производство кино в Узбекистане — это еще и хороший бизнес. Частные киностудии снимают фильмы с бюджетом от 10 до 30 тысяч долларов США.

Саид Мухтаров, актер и режиссер, снимает фильмы с малым бюджетом в частной киностудии. Вся съемочная группа может уместиться на четырех легковушках.

«Каждый предприниматель имеет право продавать свою продукцию. Такова и цель этой студии — экспортировать свой товар. Например, продает же дехканин свою капусту — красиво упакованную и уложенную — в другие государства, так и мы можем создавать хорошее кино и продавать. У нас уже есть свой зритель в республике», — комментирует Саид Мухтар. Его фильм с рабочим названием «Проклятый сын» собрал хорошую кассу. Здесь представлены все любимые массовым зрителем ходы — драма, слезы, страдания и счастливый финал. «Киношники» в своем кругу такие фильмы называют «хан-тахта» — стол с короткими ножками. Что означает: снял фильм, показал, поднял деньги и положил на полку. Они  делаются как горячая узбекская самса — на скорую руку. Фильмы «Суперневестка» и «Жених напрокат» стали хитами последнего времени, они куплены зарубежными кинопрокатчиками. Картина, отснятая на частные деньги «Телба» — «Сумашедший», при бюджете в 40 тысяч долларов за 3 месяца собрала 180 000!

Бесплатные актеры

Конкуренция среди актеров острая. Иногда роли второго и третьего плана актеры играют совершенно бесплатно. Актриса Хосият Садыкова не пропускает ни одного кастинга и внимательно следит за новостями отечественного кинематографа. За свои роли в кино она гонорары не требует. «Почему бесплатно играю — потому что очень хочу этого. Надеюсь, в будущем кто-то из режиссеров заметит меня и предложит главную роль», — объясняет Хосият.


Хосият Садыкова

Звезда отечественного кино Шахзода Мухамедова считает, что путь на большой экран начинается с этого. «Мой первый дебютный фильм был «От заката до рассвета». Это была дебютная роль, поэтому я не получила гонорар. Если бы они заплатили гонорар, я бы не взяла, потому что это моя первая работа. Но я уже в кино более пяти лет и работаю за гонорар», — рассказывает актриса. Съемки в нескольких фильмах и сериалах сделали Шахзоду звездой узбекского кино. Сниматься за «просто так» — это тенденция и результат конкуренции в современном кинобизнесе. Актер Мухамадали Искандаров не так популярен у зрителей. Сыграл несколько ролей, но за деньги. «Бесплатных актеров»  не понимает. Считает,  что этим они принижают свое достоинство и компрометируют профессию актера. Сейчас Мухамадали пробует себя в качестве режиссера музыкальных клипов, проводит кастинги и выбирает актеров для собственного проекта.


Шахзода Мухамедова

Эльвира Токаева — начинающий режиссер, она снимает свое кино по собственному сценарию. По ее мнению,  современное узбекское кино в большинстве своем коммерческое, а значит, все должно быть соответственно оплачено.

В Узбекистане не принято писать о гонорарах актеров, которые они получают за съемки. По опросам продюсеров и режиссеров можно составить своего рода рейтинг, согласно которому Улугбек Кадыров получает за съемки 10 000 долларов. Дальше идут такие звезды, как Адиз Раджапов, Зарина Низамутдинова. Самый скромный гонорар — около 2000 долларов.


Эльвира Токаева

Одна из особенностей местного кинематографа — одни и те же актеры кочуют из фильма в фильм, сюжеты которых очень похожи. Это порой приводит зрителя в замешательство. Поэтому  режиссеры все чаще идут на риск и привлекают неизвестных молодых артистов. Большим вопросом остается то, что количество фильмов превалирует над качеством.

Драматургия — самый больной вопрос

Мэтр советского и узбекского кино Шухрат Аббасов считает, что в современном узбекском кино проблем больше, чем достижений. «Главная проблема узбекского кино — это отсутствие хороших и грамотных сценариев при большом количестве талантливых режиссеров. Нет драматургов, нет личностей, нет художественного образа в сценариях», — комментирует Аббасов. Киноклассика Шухрата Аббасова, снятая еще в советское время — «Ташкент — город хлебный», считается самым большим достижением киностудии «Узбекфильм».


Шухрат Аббасов

В прошлом 2014 году в национальное агентство «Узбеккино» поступило 98 сценариев от частных киностудий, и по 70 из них эксперты не рекомендовали продолжать съемки. Об этом сообщил СМИ начальник лицензионного отдела «Узбеккино» Рустам Шарипов.

Детское кино

Последнее 20 лет в Узбекистане практически забыли о детском кино. Дело понятное, кино для детей не коммерческое и поэтому режиссеры не хотят рисковать. Образовавшийся вакуум решил восполнить молодой режиссер Сарвар Каримов. Он на свой страх и риск  в 2013 году снял фильм «Волшебная шапочка».

«Жил-был на свете мальчик по имени Хашим. Не желал он учиться, помогать матери по хозяйству, обижал сестренок и соседских мальчишек. Но вот однажды в руки этого лентяя и бесшабашного разгильдяя попала сказочная волшебная шапка, которая могла исполнить любое желание хозяина…»

Так ожила повесть-сказка, рассказанная еще в далекие 60-е годы прошлого века. А 1970 году книжку «Волшебная шапка» читали дети всего Советского Союза.

«Если вы делаете детское кино, у вас должна быть такая миссия — сделать детское кино или же государственная поддержка», — говорит Сарвар.

Фильм молодого режиссера получил сразу два приза «Хрустальный ключ» XV  Московского кинофестиваля «Сказка» по номинациям «За юмор в сказке» и «За лучшую мужскую роль».

Узбекская фабрика грез на подъеме. На внутреннем рынке у нее нет конкурентов. Узбекистан — одна из немногих стран, где зрители предпочитают отечественное кино голливудскому. Крупнейший кинотеатр Ташкента «Панорамный» демонстрирует только отечественное кино, поэтому национальное агентство «Узбеккино» с гордостью сообщает, что за первое полугодие 2015 года оказаны киноуслуги 1 472 000 человек. Объем оказания услуг населению вырос по сравнению с данным периодом 2014 года на 122,8 процента.

Шухрат Хуррамов, Ташкент 
tengrinews.kz


 

Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий