Фото: vsobolev.com
Российский научно-популярный интерактивный журнал «Naked Science», издаваемый с 2013 года на русском языке, назвал Ак-Баур Стоунхэнджем по-казахски.
Слева — степь, вверху — лес, внизу — пески, справа — горы. Восточный Казахстан называют «континентом, сжатым до предела», Рудным Алтаем, «жемчужиной» страны. У крайнего форпоста Алтайского «синегорья» раскинулся Калбинский горный хребет — хранилище памятников древности. Одно из них — урочище Ак-Баур: уникальный астрономический комплекс эпохи неолита.
Парадокс, но Калбинский горный массив так мало исследован, что о его наследии не все знают. А ведь именно эти горы с незапамятных времен были домом для людей каменного века, поэтому лепешки здешних скал буквально исписаны петроглифами, а земные недра хранят могильники, орудия труда, остатки поселений и горных выработок.
Белая печень
Так иногда переводят название Ак-Баур. Впрочем, «Краткий казахско-русский словарь» дает целых три перевода слова «бауыр»: печень, кровный родственник и склон, подошва горы. Именно на склоне одной из сопок находится грот с наскальными рисунками, сделанными, по одним предположениям, красной охрой, по другим- кровью жертвенных животных. Росписей подобного цвета нет больше нигде в Восточном Казахстане.
Впервые это урочище обнаружил известный казахстанский поэт и художник Евгений Курдаков. Он назвал его «храмом под открытым небом». По его мнению, древние архитекторы заложили в устройство комплекса Ак-Баур модель пути спасения человечества в последнюю ледниковую эпоху. Ни много ни мало. Но неудивительно: всем известно, что горы были объектом почитания многих ранних культур, считаясь обителью богов. Вспомним хотя бы Олимп, Арарат, Синай, Фудзияму, легендарную Белую гору у кельтов, Хрустальную- у славян или изумрудную Сафу — у мусульман. Похоже, что этот список суждено пополнить и горе Коржимбай, что в урочище Ак-Баур.
Ак-Баур — большой, прямо-таки огромный. Здесь много петроглифов и других интересных вещей. Но самое интересное — конечно, грот с одноименным названием.
В куполе грота зияет отверстие в форме сердца. По краям его — следы ручной обработки. По всей видимости, наши предки специально придали естественному отверстию в скале форму сердца.
Многие исследователи считают, что это «сердце» нужно было для того, чтобы наблюдать за звездным небом. А кто-то полагает, что древние жрецы совершали здесь обряды, после которых на стенах грота появлялись новые знаки. Последние, кстати, — самые что ни на есть истоки древнейшей письменности. До наших дней сохранилось около восьмидесяти рисунков: несколько изображений человека, животных, рисунки жилищ и повозок, разнообразные символы и знаки, а кто-то, конечно, видит в этих петроглифах инопланетян, скафандры и космические корабли. Не без этого.
Основываясь на исследованиях Николая Рериха, первооткрыватель Ак-Баура поэт и этнограф Евгений Курдаков так говорил об этих загадочных знаках: «У древних людей эстетики вообще не существовало. Нелепый термин — первобытное искусство. Тогда не было искусства. Вся духовная жизнь подчинялась ритуалам. Старый шаман, бормоча древние заклинания, писал эти знаки. Многие ищут чудеса на острове Пасхи, не ведая, что самая великая тайна разлита по Евразии. На Алтае есть огромное количество бореальной, то есть созданной семь тысяч лет назад, письменности. Бореал — это время становления письменности. В этой системе было всего 22 знака, но они стали основой всех алфавитов мира. Роспись в Ак-Бауре — пример самой древней в мире письменности. Эта роспись сделана в конце ледникового периода. Рухнула Вавилонская башня, народы разбрелись по планете, вышли из общеязыкового ритуала и стали говорить на разных языках. Но чтобы сохранить память о пути, которым прошло человечество, жрецы использовали бореальную знаковую систему. Жрецы всей Евразии записывали с помощью этой системы пройденный путь народа. Надпись Ак-Баурского грота указывает ориентир спасительного пути — вдоль Иртыша. Для людей, живших в незапамятные времена вюрмского ледникового периода, когда жизнь висела буквально на волоске, такой ориентир имел, в сущности, священное значение».
В гроте много крестов разного размера и конфигурации. Кресты — это знаки Солнца. Поэтому исследователи все же склоняются к мысли о том, что перед нами — карта звездного неба. Она неполная, но важна для юго-западной ориентации святилища.
[pt_view id=»2216c5d386″]