Нет производства — нет «СТ КZ»!

Айгуль Кожабаева считает, наделение экспертов Палаты полномочиями выезда на производство привело к большим позитивным изменениям.

Попытки заполучить статус отечественного товаропроизводителя без самого производства не пройдут, сообщает Рalata.kz.

О принципиальной позиции по отношению к псевдопроизводителям и строгом следовании требованиям закона при выдаче сертификатов происхождения товара «СТ КZ» предупреждают бизнесменов ЮКО в региональной Палате предпринимателей.

По словам специалиста по сертификации происхождения товаров Палаты предпринимателей ЮКО Айгуль Кожабаевой, местные бизнесмены нередко пытаются безосновательно получить сертификат происхождения товара «СТ КZ».

Так, в Палату предпринимателей ЮКО для получения такого сертификата на шкаф управления насосом «ШУН» для уранодобывающей промышленности обратилось ТОО «Бастион Строй». Эксперты ЮКО филиала АО «НаЦЭкС» ранее признали работы этого заявителя соответствующими казахстанскому содержанию. Выехав на производство, представители Палаты убедились, что предприятие существует, там есть токарные станки и инструменты, имеются работники. Однако вся работа сводится к тому, что закупленные по отдельности составляющие — готовый шкаф железный, комплектующие и провода — просто-напросто скручиваются крепежными болтами.

«При том, что для выполнения этой работы практически нужны только одни плоскогубцы, предприниматель считал, что он, действительно, «производит» шкаф управления насосом для уранодобывающей промышленности, и претендовал на статус отечественного производителя, — комментирует Айгуль Кожабаева.

То, что они собрали все вместе и закрутили плоскогубцами, мы не можем назвать производством: это простые сборочные работы. Нам пришлось объяснить, что законодательством четко определено, что простые сборочные работы, выполнение которых не требует применения специальных навыков, знаний, умений, не придают товару статуса произведенного в Республике Казахстан. В результате предприниматель получил отказ, экспертная организация получила письмо-предупреждение».

Совершенно иная интерпретация представленной продукции экспертной организацией, вероятнее всего, исходит от того, что закон не предусматривает четкого списка требуемых от предпринимателей документов по всем возникающим ситуациям, что говорит о наличии проблемы.

В целом же, как считает Айгуль Кожабаева, наделение экспертов Палаты полномочиями выезда на производство привело к большим позитивным изменениям. «Ранее Палата была полномочна выдавать сертификаты на основании акта экспертизы происхождения товара, выданного частными экспертными организациями, неся при этом полную ответственность за выданный сертификат и не имея права проверять, есть ли на самом деле производственная база и оборудование, соответствует ли товар по внешним признакам и маркировке документации. Одним словом, сертификаты выдавались практически вслепую. Это привело к появлению недобросовестной конкуренции, когда псевдопроизводители, имея на руках сертификат происхождения товара формы «CT KZ», выигрывали многомиллионные тендера. Этим ущемлялась деятельность настоящих производителей», — пояснила она.

Благодаря внесенным по инициативе НПП РК «Атамекен» изменениям и дополнениям в законодательство теперь эксперты Палаты обязаны выезжать на производство для проверки наличия производственной базы, технологического оборудования, идентификации товара по внешним признакам и маркировке. И это очень правильное решение: выезд на производство, сравнивание описанного в документах процесса и самой продукции открывает на многое глаза. В данном случае получена возможность действительно убедиться, имеется ли здесь на самом деле производство или идет сборка. Разумеется, такой подход ведет к отсеву псевдопроизводителей.

Кроме того, наделение Палаты правом отмены сертификата на основании решения внутреннего аудита привело к тому, что некоторые предприятия, получившие сертификаты еще до внесения изменений в закон на основании актов экспертиз, при уведомлении о предстоящей проверке пошли в отказ. По мнению Айгуль Кожабаевой, это весьма симптоматично: значит, им есть что скрывать. На сегодня таких отказных предприятий, не пожелавших прохождения аудита, имеется четыре. Их сертификаты Палата аннулировала, в базе они уже не числятся, оригиналы и копии установленного образца они сдали.

Специалист по сертификации также рассказала о попытках получить заветный документ окольными путями. К примеру, пришел бизнесмен, желавший участвовать в тендерах на поставку канцтоваров, на которые ему нужен был сертификат «СТ KZ», при том, что в Казахстане такие товары не производятся. После безуспешной попытки договориться пошли звонки. И подобные случаи не единичны.

«Все это — звонки с просьбами, «подключение» знакомых и прочие лазейки — бесполезно, — подчеркивает Айгуль Кожабаева. — Такими способами сертификаты никто не получит. Я ставлю подпись под документом, несу за это ответственность. Почему я должна из-за чьего-то звонка идти навстречу тому, чего нет, и создавать себе проблемы с законом?!»

На сегодня сертификат происхождения товара формы «CT KZ» во многих тендерах стал решающим аргументом в пользу того или иного предприятия. И предприятия, у которых нет казахстанского содержания, не будут иметь допуска или скидок в государственных закупках и тендерах, которые предоставляет законодательство отечественным производителям.

«Мы призываем предпринимателей работать честно. В свою очередь, Палата предпринимателей ЮКО будет и впредь принципиально и внимательно относиться к вопросу присвоения статуса отечественного товаропроизводителя»,- отмечает А. Кожабаева.

С марта по декабрь Палата предпринимателей ЮКО выдала 527 сертификатов происхождения товара формы «CT KZ». Информацию о выданных сертификатах можно посмотреть в Реестре выданных сертификатов о происхождении товаров для внутреннего обращения формы «СТ-KZ» АО «NADLOG», на интернет-портале «Казахстанское содержание».


Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий