Приход к власти Синьцзян нового главы Чын Чжуанго привел к ограничению гражданской и законной свободы проживающих в Китае казахов, их безвинному заключению в тюрьмы, ограничению их религиозной, языковой и духовной свободы. У казахов были отобраны паспорта, их незаконно осудили и до сих пор некоторые из них находятся под стражей. В пресс-клубе Дома журналистов собрались родственники осужденных в Китае этнических казахов, которые требуют от международных и казахстанских правозащитных организаций, посольств и представителей дипломатических организаций тщательного изучения данной проблемы и придания этому бесправию политической и правовой оценки, передает корреспондент «ИА NewTimes.kz».
К трибуне один за другим выходили люди с портретами в руках — чья-то жена, сестра, муж, родители, братья осуждены в Китае и от них нет вестей. Каждая трагедия заслуживает отдельного описания.
Предприниматель и общественный деятель Оразұлы Қыдырәлі проделал огромную работу по сбору информации, привлечению общественных и политических организаций к данной проблеме. По его словам, инициативную группу поддержала партия ОСДП. В мажилисе подняли этот вопрос лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев и писатель Қазыбек Иса, а в сенате об этом говорил Нұрлан Қылышбаев, подчеркнул Қыдырәлі.
«Вы знаете, что у нас есть известный боксер Канат Ислам. Сейчас он представляет интересы Казахстана на мировой арене. В свое время он был гражданином Китая. Многие болельщики, которые по интернету или телевизору смотрели его бои, проходившие в Алматы, попали в тюрьму. Об этом было много публикаций. А еще попали в тюрьму люди, встречавшиеся с Бекболатом Тлеуханом, делившиеся его стихами, произведениями. В общем, в Китае судят людей, которые встречались со знаменитостями Казахстана, или каким-то образом о них упоминают, за «пропаганду ценностей другой страны»», — отметил Оразұлы Қыдырәлі.
«А если пропагандируешь Димаша?» — раздался вопрос с места.
«Про это сведений пока не поступало», — ответил Қыдырәлі.
«Ну, тогда надо пол-Китая арестовать», — заметил другой комментатор.
«Нет. Этого сделать они не могут», — сквозь смех промолвил организатор пресс-конференции.
«В Китае есть список из 26 государств, которые считаются «опасными» для властей КНР. В открытом виде этот список не публикуется, и является документом для внутреннего пользования. Но, насколько нам известно, первой страной в этом списке стоит Турция, затем Казахстан, США и так далее. И именно за «поддержание связей» с гражданами этих стран в Китае могут осудить граждан нетитульной национальности», — подчеркнул Оразұлы.
«Среди осужденных этнических казахов есть и граждане Казахстана. Сейчас в нашем распоряжении имеется информация о 160 человек. Из них — четверо являются гражданами Казахстана, но этот список еще уточняется. Не все представители осужденных в Китае казахов смогли приехать в Астану на пресс-конференцию, так как они живут в разных местах страны — кто в Кызылорде, кто в ВКО. Пострадали граждане Казахстана, состоящие в браке с гражданами КНР, или родители которых остались в Китае, так как на них обрушились репрессии, семьи разделены, родственники, оставшиеся в Китае, превратились в заложников. Они осуждены властями Китая, прежде всего, за связи с Казахстаном — за то, что ездили в Казахстан, за то, что разговаривали с родственниками из Казахстана, за то, что переехали жить в Казахстан. В законах КНР нет такой уголовной статьи. Но они сами решили, что эти люди ездили в «опасную» страну, возможно, вынашивая планы против Китая. Все эти казахи осуждены без адвокатов, без родственников, в закрытом режиме. Родственники даже не могут получить решения судов», — поведал Оразұлы Қыдырәлі.
«Сейчас там идет процесс выявления казахстанских родственников китайских казахов. Собирают данные о том, где они в Казахстане работают, в какой должности, в каких школах учатся их дети, их места жительства. Мы не знаем, зачем им нужна такая информация. Если кто-либо из 2 миллионов казахов, проживающих в Китае, отказывается предоставлять сведения про своих родственников в Казахстане, то обвиняется в «двуличии» и подвергается репрессиям. Сажают в тюрьмы всех, кто, фотографируется с известными личностями РК, кто делится произведениями казахстанских авторов, кто рассказывает о выгодных сторонах проживания в Казахстане, о программах переселения, например, в северные области Казахстана», — утверждает общественный деятель Оразұлы Қыдырәлі.
«Почему они это делают? Какова цель этих действий?» — спросил журналист.
«Понятно, что в Китае сейчас идет некая политическая компания. Некоторое время назад власти Китая сделали официальное заявление о том, что усиление мер безопасности связано с подготовкой к XIX съезду компартии Китая. Мы все думали, что после съезда репрессии прекратятся. Но они продолжаются. Наш МИД отправлял ноту протеста по этому поводу. Надеемся, что стороны договорятся ради блага народов», — ответил общественный деятель.
Но ответ не удовлетворил собравшихся. Раздался вопрос: «Китай заявляет о себе, как о перенаселенной стране. Почему тогда Китай противится тому, что казахи уезжают на историческую родину?».
«Китай перенаселенная страна. И вроде бы для них было бы выгодно, если бы граждане уезжали жить в другие страны. Действия властей Китая выглядят, на первый взгляд, нелогично и абсурдно. Но только на первый взгляд», — заинтриговал журналистов организатор мероприятия.
«Дело в том, что Алтай, Тарбагатай, Иле — исконно казахские земли, доставшиеся нам от предков. Китайские казахи не могут, бросив могилы предков, одномоментно все взять и переехать в Казахстан. Это трудно. В Китае, по официальным данным, проживают 1 млн 600 тыс казахов. Но это старые данные. По неофициальным данным, казахов в КНР более 2 миллионов. И, вместе с тем, Китай видит угрозу со стороны приграничных государств. В то же время есть такие территории, требующие независимости, как Тибет, есть и уйгурская проблема. И если гипотетически представить, что эти территории поднимутся за свою независимость, то существует вероятность, что и казахи не останутся в стороне. Более того, они могут провести референдум за присоединение к Республике Казахстан. Цель властей Китая — устранить угрозу сепаратизма и воспитать казахов таким образом, чтобы они, в случае чего, были готовы воевать за интересы Китая. И поэтому идет мощный процесс китаизации. В настоящий момент закрыли все 1600 казахских школ. Вместо них создали смешанные казахско-китайские школы, в которых 95% преподавания идет на китайском языке. Также идет и процесс против религии, вплоть до того, что арестовываются служители религиозного культа», — пояснил Оразұлы Қыдырәлі.
«Сейчас в Китае скрывают информацию, отрицают то, что там происходит. Более того, через своих агентов влияния в Казахстане распространяют информацию о том, что сведения о том, что казахи подвергаются репрессиям, являются ложью, попыткой якобы внести раскол в дружбу между двумя странами. Но вы видите, сколько у нас фактов. Попробуйте сказать в лицо людям, которые сегодня выступали, что они врут», — добавил он.
К концу мероприятия организаторы сообщили участникам и гостям пресс-конференции о том, что состоится сбор подписей, и после этого 4000 заявлений казахов, пострадавших от репрессий в Поднебесной, вручат китайскому консулу, а также представителям казахстанского МИДа.
Напомним, в сентябре стало известно, что полицейские в городе Урумчи СУАР арестовали 50 местных казахов. Их обвинили в том, что они смотрели иностранное видео в Интернете с международных соревнований по боксу с участием Каната Ислама.
В связи с участившимися обращениями по различным проблемам этнических казахов в КНР, дипломатическими ведомствами Казахстана и Китая проводятся регулярные консультации по обсуждению вопросов казахской диаспоры.
А 3 ноября не вмешиваться во внутренние дела Китая попросил посол КНР в Казахстане Чжан Ханьхуэй, комментируя тему притеснения казахов в Синьцзяне.
www.Newtimes.kz