Иллюстративное фото с сайта nikopol.net.ua
По словам правозащитников, в Казахстане участились факты жестокого и грубого обращения с несовершеннолетними, попавшими под следствие или осужденными за нарушение закона, пишет «Время».
Наибольший шок борцы за права детей испытали после общения с четырьмя малолетними преступницами, которых во время следствия их держали в одной камере с мужчинами-рецидивистами, что противоречит закону.
Между тем, в соседней Киргизии уже открыли отдельный СИЗО для малолеток, что позволило оградить несовершеннолетних от влияния рецидивистов.
Чаще всего подростки насилию и пыткам именно во время следствия, когда находятся в камерах полицейских участков, говорит региональный директор Международной тюремной реформы по Средней Азии Азамат Шамбилов.
При это дети чаще слишком боятся рассказывать о пережитом.
Некоторые все же осмелились рассказать: полицейские, чтобы выбить показания, нередко применяли против детей электрошокеры, запрещенные к использованию против несовершеннолетних, беременных женщин и стариков.
По словам правозащитников, сотрудники полиции также били несовершеннолетних подозреваемых по голове, спине и почкам, засовывали под ногти иголки и надевали на них противогаз.
Борцы за права выяснили, что избиение детей персонал в центрах адаптации несовершеннолетних считает одним из методов перевоспитания.
“В спецшколы поступают дети со сложным характером, с ними трудно работать, а зарплата у нас низкая…” – самый популярный ответ на вопрос о причинах нарушений детских прав.
«Работа с подростками имеет свою специфику, там должны работать специально обученные люди», – уверена уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Загипа Балиева.
По ее данным, в стране сейчас 5,5 миллиона детей. При этом ежегодно на учет попадает более 12 тысяч неблагополучных семей, а это более 18 тысяч детей.
Судья Верховного суда Галия Ак-Куова отметила, что для несовершеннолетних преступников закон устанавливает дополнительные гарантии и меры к охране их интересов. Тем не менее, особые условия специальных учреждений не всегда позволяют предать огласке случаи насилия в отношении детей.