«Островком демократии» в ЦА теперь станет Казахстан?

В последнее время соседняя республика активно стремится в объятия Запада, что наглядно подтверждает ряд реформ и соглашений
Президент Нурсултан Назарбаев в апреле заявил о переводе казахского языка с кириллицы на латиницу и поставил цель в ближайшие три года начать переход на новый алфавит. Более того, министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев сообщил, что до конца 2017 года специальная группа разработает наиболее приемлемый вариант казахского алфавита на латинице. К тому же, буквально на днях СМИ соседней республики проинформировали о заключении соглашения между Казахстаном и США о военном сотрудничестве. При том, все нюансы данного документа даже для их журналистов оказались недоступны.

Многие российские и казахстанские эксперты увидели в этих новшествах желание Назарбаева быть ближе к Западу. Ведь внутри страны его в последнее время активно критикуют за слишком тесное взаимодействие с Россией и с Китаем. Так что же это? Попытки сделать внешние связи более разнообразными или желание сменить политические приоритеты в пользу более полезного, на взгляд Казахстана, прозападного альянса?

Как пояснили «Вести.kg» кыргызстанские политологи, хотя введение латиницы в Казахстане – это идея Назарбаева, но здесь он не выступает новатором. По словам политолога Марат Казакпаева, до него это сделал у себя в Узбекистане бывший президент Ислам Каримов.

– При этом, внедряя процесс перехода, казахи делают упор на веяние времени, а не на недовольство Россией. Но все же это больше политика. Переход на латиницу позволит им чувствовать себя равным среди западных государств. Ведь благодаря тому, что РК имеет большой промышленный потенциал, он не так зависим от российского влияния, как мы и Таджикистан. Хотя связи РК и РФ достаточно велики. Однако, что и как делать – их выбор, – подчеркнул «Вести.kg» Марат Казакпаев.

По мнению политолога, новое военное соглашение между США и РК показывает, что связи между этими странами в последнее время начинают налаживаться.

– Поэтому, Казахстан рвется в многовекторное поле при сохранении отношений с РФ, в том числе, по ЕАЭС. Он хочет иметь отношения как с ней и Китаем, так и с Западом. К тому же, каждая страна выбирает свой политический путь самостоятельно. При этом Назарбаев понимает, насколько сильно российское влияние и открыто не идет на конфликт, лишь потихоньку прощупывая другое пространство. Ведь, в отличие от нас, Казахстан может себе это позволить как огромная страна с большим потенциалом. У нас же пока единственный вектор – РФ и ЕАЭС. С США все глухо. При этом мы очень зависимы от экономики РФ, а следовательно, более осторожны, – отметил Казакпаев.

Политолог не исключает, что следующий глава Казахстана может легко сменить политический вектор на 180 градусов.

– В РК уже сейчас ощущается эта преемственность. Ведь смерть Каримова навевает тревогу и среди казахстанских политологов. Но как поведет себя следующий глава страны, сказать трудно. У каждого приходящего на должность президента своя стратегия. Это хорошо видно на примере РУз и Мирзиеёва. Следовательно, какая бы ни была политика у Назарбаева, следующий все равно будет вести свою. И спрогнозировать ее направления пока нереально, – резюмировал Марат Казакпаев.

 

Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий