Фото politrussia.com
Преступления с участием первых руководителей пресечены в госкорпорациях «Астана ЭКСПО-2017», АО «НК«СПК «Астана», СПК «Жетысу», АО «КТЖ», АО «Казахтелеком», АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», АО «КазМұнайГазӨнімдері» и др., передает корреспондент NUR.KZ со ссылкой на пресс-службу нацбюро по противодействию коррупции.
В результате проведенного мониторинга Агентством выявлены серьезные коррупционные риски в квазигосударственном секторе.
Анализ показал рост коррупционных правонарушений в данном направлении почти в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом (с 143 до 202).
Здесь в основном преобладают факты хищения, злоупотребления должностными полномочиями, взяточничество при осуществлении закупок и реализации госпрограмм.
К примеру, Антикоррупционной службой изобличены заместитель председателя правления АО «Байтерек Development» Джакупов, руководитель дирекции по реализации госпрограмм Айтимбетов, управляющий директор Сариев, которые наладили преступную схему по получению взяток от 13 организаций в городах Уральск, Кокшетау, Атырау, Актобе, Тараз, Талдыкорган за лоббирование их интересов при строительстве арендного жилья в рамках госпрограммы «Нұрлы жол».
Коррупционные преступления руководителями «Байтерек Development» совершались в течении длительного времени на системной основе, при этом каждому из них отводилась определенная роль.
В рамках госпрограммы «Нұрлы жол» «Байтерек Development» определен основным оператором по строительству арендного и кредитного жилья для социально уязвимых слоев населения.
Одним из главных предпосылок создания коррупционных рисков в АО «Байтерек Development» являлось право самостоятельно устанавливать порядок отбора застройщиков и определять им соответствующие требования.
Анализ выявил целый ряд дискреционных и коррупциогенных норм в деятельности «Байтерек Development»:
— прием заявок от застройщиков осуществляется исключительно напрямую путем обращения в АО (в бумажном формате);
— необоснованно определен значительный перечень представляемых документов (всего 43);
— процесс рассмотрения документов сведен к прохождению многочисленных этапов, при этом оператор наделен правом отправить проект на доработку, либо вообще отказать в его рассмотрении;
— состав Комиссии по отбору проектов состоит исключительно из руководителей и представителей заинтересованных подразделений АО.
Искусственно созданные барьеры, отсутствие открытости, широта дискреционных полномочий явились условиями для коррупции.
Аналогичные преступления с участием первых руководителей пресечены в госкорпорациях «Астана ЭКСПО-2017», АО «НК«СПК «Астана», СПК «Жетысу», АО «КТЖ», АО «Казахтелеком», АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», АО «КазМұнайГазӨнімдері» и др.
Анализ показал, что из всех зарегистрированных коррупционных преступлений в квазигосударственном секторе 55 % (112) совершается в рамках закупок.
Первопричиной сложившейся ситуации стало отсутствие единых подходов при осуществлении закупок, информационно-аналитической платформы, недостаточный уровень прозрачности, преобладание административных способов регулирования.
Вместе с тем, документы не проходят процедуры публичного обсуждения, согласования, проведения экспертизы, регистрации в органах юстиции как нормативные правовые акты. Их разработка и утверждение отданы на откуп самим холдингам и компаниям.
В системе закупок квазигоссектора практически отсутствуют механизмы контроля, не отслеживается ход их проведения и не публикуются результаты, заявки в отдельных компаниях по прежнему принимаются в бумажном формате.
В целях исключения коррупционных рисков в данной сфере был предложен ряд мер.