Первых лиц нацкомпаний уличили в коррупционных преступлениях

Фото politrussia.com

Преступления с участием первых руководителей пресечены в госкорпорациях «Астана ЭКСПО-2017», АО «НК«СПК «Астана», СПК «Жетысу», АО «КТЖ», АО «Казахтелеком», АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», АО «КазМұнайГазӨнімдері» и др., передает корреспондент NUR.KZ со ссылкой на пресс-службу нацбюро по противодействию коррупции.

В результате проведенного мониторинга Агентством выявлены серьезные коррупционные риски в квазигосударственном секторе.

Анализ показал рост коррупционных правонарушений в данном направлении почти в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом (с 143 до 202).

Здесь в основном преобладают факты хищения, злоупотребления должностными полномочиями, взяточничество при осуществлении закупок и реализации госпрограмм.

К примеру, Антикоррупционной службой изобличены заместитель председателя правления АО «Байтерек Development» Джакупов, руководитель дирекции по реализации госпрограмм Айтимбетов, управляющий директор Сариев, которые наладили преступную схему по получению взяток от 13 организаций в городах Уральск, Кокшетау, Атырау, Актобе, Тараз, Талдыкорган за лоббирование их интересов при строительстве арендного жилья в рамках госпрограммы «Нұрлы жол».

Коррупционные преступления руководителями «Байтерек Development» совершались в течении длительного времени на системной основе, при этом каждому из них отводилась определенная роль.

В рамках госпрограммы «Нұрлы жол» «Байтерек Development» определен основным оператором по строительству арендного и кредитного жилья для социально уязвимых слоев населения.

Одним из главных предпосылок создания коррупционных рисков в АО «Байтерек Development» являлось право самостоятельно устанавливать порядок отбора застройщиков и определять им соответствующие требования.

Анализ выявил целый ряд дискреционных и коррупциогенных норм в деятельности «Байтерек Development»:

— прием заявок от застройщиков осуществляется исключительно напрямую путем обращения в АО (в бумажном формате);

— необоснованно определен значительный перечень представляемых документов (всего 43);

— процесс рассмотрения документов сведен к прохождению многочисленных этапов, при этом оператор наделен правом отправить проект на доработку, либо вообще отказать в его рассмотрении;

— состав Комиссии по отбору проектов состоит исключительно из руководителей и представителей заинтересованных подразделений АО.

Искусственно созданные барьеры, отсутствие открытости, широта дискреционных полномочий явились условиями для коррупции.

Аналогичные преступления с участием первых руководителей пресечены в госкорпорациях «Астана ЭКСПО-2017», АО «НК«СПК «Астана», СПК «Жетысу», АО «КТЖ», АО «Казахтелеком», АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», АО «КазМұнайГазӨнімдері» и др.

Анализ показал, что из всех зарегистрированных коррупционных преступлений в квазигосударственном секторе 55 % (112) совершается в рамках закупок.

Первопричиной сложившейся ситуации стало отсутствие единых подходов при осуществлении закупок, информационно-аналитической платформы, недостаточный уровень прозрачности, преобладание административных способов регулирования.

Вместе с тем, документы не проходят процедуры публичного обсуждения, согласования, проведения экспертизы, регистрации в органах юстиции как нормативные правовые акты. Их разработка и утверждение отданы на откуп самим холдингам и компаниям.

В системе закупок квазигоссектора практически отсутствуют механизмы контроля, не отслеживается ход их проведения и не публикуются результаты, заявки в отдельных компаниях по прежнему принимаются в бумажном формате.

В целях исключения коррупционных рисков в данной сфере был предложен ряд мер.

Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий