Нареканий на работу водителей автобусов в Астане немало.
Неоднократно ужесточать контроль за общественным транспортом поручал и аким города. Если посмотреть сводку ДТП за последние недели и даже месяцы, то чаще всего дорожно-транспортные происшествия в столице случаются именно с маршрутными автобусами. Однако, если сравнивать культуру вождения и работу кондукторов, приезжие жители города все же признают, что астанинские водители и кондукторы вежливее своих коллег из других регионов. В нашей новостной ленте мы обычно даем информацию по факту того или иного ДТП с участием общественного транспорта, но сегодня мы послушаем другую сторону, и узнаем, какие трудности и какие заботы бывают у водителей автобусов.
Это Серик Тлеугалиевич Адаев, он лучший водитель общественного транспорта Астаны по итогам 2014 года. Как говорится в его характеристике, за время работы он зарекомендовал себя отличным водителем. Ответственно подходит к решению задач, всегда тактичен, вежлив и внимателен. Пользуется уважением всех сотрудников предприятия. По образованию механик. Общий водительский стаж — 30 лет, а на городском транспорте он работает уже 8 лет. Сейчас ему 51 год, и он планирует доработать в своем родном автопарке №1 до пенсии. График водителя городского транспорта, как оказалось, очень загружен, и нам пришлось больше месяца ждать встречи с Сериком Тлеугалиевичем. Как пошутил кто-то у нас в редакции, наверное, быстрее можно было бы взять интервью у какого-нибудь министра. Итак, представляем вашему вниманию исповедь лучшего водителя автобуса Астаны.
Сбитый график
Мы приезжаем в автопарк в 4 часа утра, перед выездом механик осматривает автобус, затем проходит медосмотр. В 5.40 мы выезжаем, делаем три-четыре круга. В 11 часов у нас поздний завтрак. Обед — в 16.00.
Некоторые пассажиры, когда видят, как мы стоим на конечной остановке в 11 утра или в 4 дня, спрашивают: что у вас за обед в такое время? Приходится объяснять: вот вы-то на обед едете в час дня, допустим, потому что на работу едете к 9.00, а мы на работу идем к 4 утра, поэтому в 11 у нас завтрак. Графики сбитые у нас. Но мы привыкли, за столько лет уже все отработано.
Мы работаем каждый день, но есть короткий график, а есть длинный. Если ты, например, сегодня по длинному графику работал, то на второй день тебя ставят на короткий. Обязательно проверяют давление водителя. На линию ежедневно выезжает по 180 автобусов только из одного парка.
О недовольстве горожан и частой критике
Критика, конечно, есть. Каждый день подходят пассажиры и возмущаются: почему автобус не идет туда или почему не едет так? Каждый хочет доехать именно до своей остановки. Но под каждого же не подстроишься. Это ведь городской транспорт. Сейчас еще хорошо, что подкорректировали маршруты, где-то их разделили. Все для народа делается, вот, например, запустили экспресс-маршруты, это очень удобно.
Пассажиры же сейчас все грамотные, сразу звонят в парк, записывают номер автобуса. Если у водителя нарушения есть, начальник и диспетчеры колонны подают список. Потом их вызывают на совет, где в присутствии подавшего жалобу проходит своеобразная очная ставка. Такие специальные советы созываются по средам и субботам.
Нет водителя, который не умеет ездить. У нас в первом автобусном парке их стажируют, 16 дней каждый будущий водитель стажировку проходит. Просто тут город большой, где-то кто-то подрежет, где-то резко затормозит.
А бывают и сами пассажиры такие: сотовый телефон в руки возьмет, никуда не смотрит, даже не видит, где ему выходить.
Конечно, и я, бывает, нарушаю Правила дорожного движения, не без этого. И жалобы приходят от пассажиров. Но лично на меня жалобы не приходили, Бог миловал.
Да, бывает обидно, когда люди начинают возмущаться в салоне, но для этого нужно нормально везти. Здесь нельзя с пассажирами ругаться, это же столица. У нас в центре подготовки водителей есть психологи, которые проводят всевозможные тесты, объясняют, как правильно вести себя, чтобы не ругаться и не материться, ведь это общественный транспорт.
Но бывает, когда выпивший человек заходит, говорит нецензурные слова, приходится выходить со своего места и выводить его. Потому что кондуктор — женщина, а они (нетрезвые пассажиры. — Прим. Tengrinews.kz) не смотрят на это, им все равно, кто кондуктор, женщина или нет.
О застрявших в дверях пассажирах
Как правило, водитель должен смотреть в зеркало, в этом случае главное — внимание водителя. Нужно 20 сантиметров от бордюра оставлять для людей с колясками. Камеры в этом смысле помогают. Через камеры и за нами следят, чтоб форму одежды не нарушали или еще что. Сейчас на новых автобусах столько зеркал, есть видеокамеры.
Но пассажиры тоже иногда сами виноваты. Бывает, что человек подходит к автобусу просто спросить, спросив, отворачивается, но в последний момент до него доходит, что он все-таки доедет туда, куда ему надо, и начинает буквально «залетать» в салон. Что видит водитель? Пассажир подошел, но в салон не вошел. Решив, что он не едет, водитель уже внимание обращает на левую сторону, чтобы выехать с остановки, он уже в сторону пассажира не смотрит. Все внимание у него с левой стороны. Он нажимает на кнопку, собирается трогать и в это время двери зажимают того самого пассажира.
Гонки и конкуренция
Если бы всех водителей перевели на заработную плату, как в первом автобусном парке, гонок, может, меньше было бы. Другие парки все частные, в аренде. Из-за этого гонки. Бывает, что торопится водитель. Вот сейчас гололед, пробки, город маленький, а движение вон какое.
Почему простаивают на рынках дольше
Есть графики, бывает, водители раньше подъезжают, выжидают время. Так обычно делают арендаторы. Им чем больше людей, тем больше денег. Они раньше графика подъезжают, по времени чтобы больше простоять на остановке, на вот таких «жирных» остановках.
Почему автобусы резко тормозят и дергаются на месте
Вообще у общественного транспорта свои нюансы есть: как припарковаться, как выехать. Сейчас хорошо — сделали полосу для общественного транспорта, это очень помогает. Некоторые на легковых машинах, бывает, даже и не знают, как выехать, как пропустить общественный транспорт.
На новых автобусах IVECO, там есть нюансы по тормозной системе, ретардер называется. Так вот новые автобусы тормозят коробкой, а не основной педалью тормоза. И бывает, что ретардер не плавно срабатывает — из-за этого подергивает автобус. Самому нужно регулировать, бывает, что дал газу или близко подъехал. И потом по пробкам бывает так: поток двинулся и ты тоже двигаешься, потом поток резко останавливается и ты тоже тормозишь.
Сейчас есть специальный учебный центр, там водителей переобучают для работы на новых автобусах. Потом выдается сертификат, он нужен для работы на новых автобусах. Там же сразу обучают работе с валидаторами.
Взаимоотношения с коллегами
Есть у нас те, кто часто нарушает и на кого жалобы приходят. Своим коллективом мы сами стараемся помогать такому водителю либо деньгами, либо еще как-то. Бывало, что и подставы были. Некоторые пассажиры падают специально, потом где-то достают рентген-снимки, приносят их и вымогают деньги. Даже такие случаи были у ребят. Мы, естественно, им помогаем, собираемся.
За время работы я поменял всего трех кондукторов. Моим первым кондуктором была моя жена, потом она ушла по своей профессии работать. А с последним кондуктором я проработал семь лет. У нас обычно те, кто находит общий язык, работают вместе на постоянной основе.
Как отбирают водителей
У нас, допустим, если ты на общественном транспорте менее пяти лет проработал — не берут. Когда к нам на работу приходят устраиваться, то их спрашивают, есть ли категория «Д»? Сколько работал на общественном транспорте? Бывают такие, которые говорят: ну я в Шымкенте ездил, стаж не проставлен. Таких не берут. Нужно, чтобы именно в трудовой книжке было зарегистрировано, что ты на общественном транспорте работал.
Карманники
Было время, когда мы их в лицо знали. По микрофону вот так осторожно постучим (показывает, как именно стучали по микрофону. — Прим. Tengrinews.kz), подзовем кондуктора и говорим: «Будь настороже». Женщина-кондуктор, естественно, не может прямо в глаза сказать карманнику. Идет в салон и отгораживает людей от карманника, чтобы хоть как-то предохранить их от этого. В полицию кондуктор обычно не обращается. Завтра это ему может чем-то обернуться. Просто он старается у себя в салоне это предотвратить.
Обращение к пассажирам
Давайте будем солидарны, вот в эти моменты, когда водитель где-то недоглядел — помогать, какими-то жестами показывать. А не так, что сегодня ты рванул, а завтра кляузы. Я не говорю, что не нужно жаловаться, просто хочу пожелать всем нам как-то работать сообща. А с этими жалобами потом много времени тратим. Понимания хотелось бы между пассажирами и водителями.
Записала Айдана Усупова, фото Турар Казангапов
tengrinews.kz