Директора школ в суде признают, что у них нет официальных полномочий выгонять девочек из-за головных уборов.
Мнение Галыма Шойкина об открытии в Казахстане отдельных школ для девочек вызвало большой общественный резонанс. Сегодня мы предоставляем слово одному из непосредственных авторов этой идеи – известному эксперту Иман Куанышкызы — Zakon.kz.
— Не так давно Галым Шойкин высказался об открытии отдельных школ для девочек из религиозных семей , что вызвало неоднозначную реакцию в нашем обществе. Если не ошибаюсь, эту идею поддерживает и министр по делам религий и гражданского общества. А вообще этот вопрос, по-моему, изначально продвигаете именно вы, Иман?
— Это было одним из вариантов, предложенных нами, родителями, в официальных письмах в министерство образования и министерство по делам религий. Однако, замечу, это был не основной вариант, а запасной, так как это предполагает значительные затраты по ресурсам и времени. Государству, например, нужно несколько лет, чтобы по всей стране построить 100 школ, 100 больниц, и при этом используется государственный бюджет. Можете представить, сколько времени потребуется обычным родителям, чтобы разработать проект, найти спонсоров, получить землеотвод, построить и оснастить школы для своих детей. Где будут учиться девочки, пока такие школы будут построены? Каков будет внутренний регламент у построенных нами школ? Существует много системных вопросов, которые необходимо решать совместно с Министерством образования и науки, которое, кстати, еще никак не отреагировало на слова г-на Ермекбаева.
15 тысяч казахстанцев являются убежденными сторонниками идей салафизма – Комитет по делам религий
— А если министерство образования поддержит вашу идею? Куда девать девочек, которых пока не пускают в школу из-за платка?
— Я бы предложила запустить сейчас всех девочек в школу в головных уборах и дать родителям определенный срок на строительство. Например, девочки могут посещать государственные школы в кимешеках или платочках, подобранных под цвет и стиль школьной формы до тех пор, пока в их городах не будут построены отдельные школы. А для всех регионов установить общий срок, скажем, до 1 сентября 2025 года. Если за это время не успеют построить отдельную школу, то девушка должна будет подчиниться требованиям школьной администрации и снять платок на время нахождения в школе.
— Вы говорите, что строительство школ не было основным вариантом. Что предлагали родители?
— Собственно, мы предлагали сразу несколько вариантов. Проще всего было бы договориться о каком-то стандартном для всех головном уборе, выполненном в национальном стиле с учетом специфики школьной формы. А также внести изменения в пресловутый приказ министра образования, оговаривая, что по достижении определенного возраста, любая ученица по своему желанию может носить такой головной убор. Ведь все специалисты-этнографы сходятся в одном: девушки-казашки никогда не ходили раздетыми, с распущенными волосами. Головные уборы варьировались по регионам, родам, возрастам и прочим признакам, однако тот факт, что головной убор присутствовал в жизни девушки, никем не оспаривается.
Думаю, нам не стоит сегодня намеренно устраивать сегрегацию населения на пустом месте, усугубляя проблему, это ни к чему хорошему не приведет. Напротив, Духовное управление мусульман Казахстана совместно с профильными экспертами, а также работниками министерства образования может разработать такой головной убор, который бы удачно сочетался со школьной формой и в то же время удовлетворял духовные потребности наших дочерей.
Г. Шойкин: Светскость не означает атеизм, светскость это отделение религии от государства
— В одном из своих интервью нашему сайту вы говорили о дистанционной форме обучения…
— Это тоже остается в силе, в нашей стране можно было бы продвинуть дистанционное образование, которое сейчас очень хорошо развито на западе и в той же России. В нашей стране уже есть примеры, когда родители обучают детей таким образом. Конечно, хотелось бы, чтобы наши передовые школы типа НИШ, КТЛ, Тамос тоже вышли на такой режим работы. Для них это дополнительная выгода, для учеников — прекрасная возможность получать передовые знания, даже если они живут в каком-то ауле. На мой взгляд, надо идти вперед, не стоит зацикливаться на каких-то различиях или ограничивать доступ к образованию из-за одежды. Лидер нации ставит перед нами такие цели, как цифровизация всей экономики, а мы не можем сделать элементарное дистанционное или онлайн обучение.
В целом, даже если посмотреть на запретительный опыт других стран, например, на ту же Францию, можно увидеть, что религиозным детям обязательно предоставляются образовательные альтернативы — раздельные школы, дистанционное обучение без каких-либо проблем. И этот момент нашему Министерству образования и науки нужно было продумать до того, как утверждать запрет на ношение головных уборов, потому что сейчас идет правовая коллизия, ведь тот же приказ никак не ограничивает право девочек находиться в школе. Нигде в тексте приказа не говорится, что директор должен или может выгонять девочек с занятий, что мы видим сегодня повсеместно. Директора школ в ходе судебных заседаний сами признают, что у них нет никаких официальных полномочий выгонять таких девочек, не говоря уж о том, что это противостояние отнимает столько сил и времени как у школьной администрации, так и у родителей.
— Иман, а что мы понимаем под религиозными детьми? Это дети, которые уже читают намаз, получают какие-то религиозные знания или это просто дети религиозных родителей?
— Это дети, которые исповедуют определенную религию и практикуют религию в отличие от тех, кто верит в душе. В данном случае мы как раз говорим о девочках, которые практикуют ислам, читают намаз, получают знания о религии ислам на курсах в мечетях ну и, конечно, от своих родителей, которые сами тоже являются практикующими мусульманами и детей своих хотели бы видеть праведными, правильно воспитанными, благонравными.
Хотелось бы видеть больше конструктива вместо искусственно нагнетаемой агрессии. Мы все живем в одной стране, болеем за ее развитие, вносим свой посильный вклад, поэтому всегда готовы идти на диалог и находить взаимоприемлемые решения. Нам всем небезразлично будущее наших детей без разделения на конфессии и национальности, и мы верим, что эту несущественную проблему можно решить совсем по-другому.
Торгын Нурсеитова