Секретные истории: Офицер из Казахстана первым вошел в бункер Гитлера

Фото из архива Ивана Клеменко

Уроженец Костанайской области Иван Клименко первым из советских офицеров вошел в бункер Гитлера. Долгие годы начальник Отдела контрразведки СМЕРШа 79-го стрелкового полка 3-й ударной армии молчал, будучи «засекреченным». Однако незадолго до своей смерти Иван Исаевич поделился воспоминаниями с одесским журналистом Юрией Работиным. Интернет-издание «Наш Костанай» приводит содержание того знаменитого интервью, появившегося в газете «Московский комсомолец» в 2007 году.

В начале мая 1945-го подполковнику СМЕРШа Ивану Клименко было 30 лет. «Это было 2 мая 1945 года, во второй половине дня. На тот момент у нас задержанных по рейхстагу и по другим министерствам было человек 800. Я лично вел допросы повара Гитлера по фамилии Ланге и техника гитлеровского гаража Шнайдера, потом мы выехали в имперскую канцелярию. На тот момент никто не мог знать, что нас ждет. Все горело и было разрушено. Когда мы прибыли к бункеру, то не было ни наших солдат, ни немецких. Около запасного выхода убежища, где провели свои последние дни главари Третьего рейха, увидели два трупа. Впереди шли Ланге и Шнайдер, и один из них, уже не помню кто, воскликнул: «О, Геббельс!» Это действительно были рейхсканцлер Геббельс и его супруга Магда. Когда мы поднимали ее, то нашли портсигар, подаренный Магде фюрером с надписью «От Гитлера. 1934 год», — вспоминает очевидец тех событий.


Фото из архива Ивана Клименко.

По словам Клименко, тело фюрера обнаружили совершенно случайно. «Наш солдат Чураков полез в какую-то воронку в саду. Внутри валялись бумаги, одеяла. Я, заметив фаустпатрон, закричал, чтобы солдат немедленно оттуда вылезал. Как вдруг мы оба увидели засыпанные землей чьи-то тела. Откровенно говоря, тогда я этой находке вообще не придал никакого значения. Вот если бы Гитлер оказался живым, то это было бы делом чекиста — его допрашивать. А так я считал ниже своего достоинства возиться с чьими-то останками. Поэтому везде, где можно было, скажу честно, я посылал своего помощника или солдат. Также я не ставил перед собой задачу опознавать комнаты, которые мы проходили в бункере фюрера, чертить их планы. Ну, вроде вырисовывалось, что это — приемная Гитлера, а это — его спальня. Беда в том, что там света совсем не было, фонариками подсвечивали», — поведал офицер.


Фото из архива Ивана Клименко.

Иван Исаевич рассказал, что именно он устанавливал личность эсэсовца Менгесхаузена, который позже дал первые исторические показания о самоубийстве Гитлера и его жены: «Завели в комнату, начался допрос. Рослый, за 180 сантиметров, подтянутый, в форме немецкого солдата, лет до тридцати. Разговор с Менгесхаузеном шел короткий — чему и как он был свидетелем. Он рассказал, что видел, как вынесли мертвых Гитлера и Еву Браун, ставшей законной женой фюрера за несколько дней до своей смерти, и облили обоих бензином. Потом выяснилось, что Менгесхаузен лично закапывал трупы».

«Было свидетельство Менгесхаузена о том, что труп сожгли. Но оно не доказывало, что тот «погорелец», которого мы нашли в воронке вместе с женским трупом и двумя собаками, — Гитлер. А по внешности узнать его оказалось невозможно. Поэтому адъютантов допрашивали. Врача, который опознал своего пациента по зубам. Сперва это были как бы косвенные доказательства того, что перед нами фюрер, но после подробного описания челюстей стоматологами последние сомнения отпали. Кстати, процесс опознания выдался длительным. Врачи чуть ли не 14 раз акт переписывали: внешний осмотр тела, возраст, причина смерти, отравили или застрелили… Все до мельчайших подробностей. Но лично я этим уже не занимался. Даже акт опознания Гитлера я не подписывал, а подписывал только то, что его нашел», — добавил ветеран.

Клименко сообщил также о том, как нашел «двойника» фюрера. «Да, во дворе. Там все было обгоревшее, отбитое, разваленное. Много мертвых, и среди них якобы лежал труп фюрера. В пустом бассейне. Мы не знали еще, что он не настоящий, а «двойник». Когда подошли, вице-адмирал Фос — приспешник фюрера, который сопровождал нас, тоже воскликнул: «О, Гитлер!». На одном из обгоревших трупов был костюм, а вот носки на ногах — штопаные. Я еще подумал: ну не мог Гитлер такие позорные носки носить. Оказался прав…», — вспоминает он.

В зарубежных исследованиях человека, обнаружившего «подземное логово фашизма», сослали за это в Сибирь или даже расстреляли за измену Родине. Иван Исаевич эти домыслы опроверг.

«Да, я слышал об этом. Только меня почему-то еще величают лейтенантом. А ведь я в 45-м уже подполковником был, став им в 29 лет. Конечно, обидно читать о том, что меня давно нет в живых… Но, к сожалению, должен разочаровать: я никогда не сидел, после войны продолжал служить в органах контрразведки на Дальнем Востоке, потом на Балтийском флоте, в Одесском военном округе. Долгое время я никому не рассказывал о том, что участвовал в розыске и опознании трупа Гитлера, но все же просочилось, стали выходить воспоминания, мемуары, где мелькала и моя фамилия. Это уже, дай бог памяти, 65-й год. Подчиненные обиделись: «Как же так, Иван Исаевич, вы столько лет молчали!» Но я, честно, не очень горжусь этим фактом биографии…», — признался фронтовик.


Фото из архива Ивана Клименко.

Иван Исаевич Клименко родился в семье крестьянина-бедняка 25 июля 1914 года в селе Старо-Шумное Федоровского района тогда еще Тургайской области. В 1930 году Клименко окончил школу крестьянской молодежи в поселке Пешковка, в 1932-м — рабфак в Троицке. Затем отучился в Уральском ветеринарном институте. С июня 1933 года начал работать бухгалтером Джаркульского рабкоопа, а через год стал заместителем главного бухгалтера Джаркульской МТС. С 1936 по 1938 годы служил в армии. В органах безопасности — с апреля 1939-го по 1970 год. Кстати, в начале войны Клименко пять раз выходил из окружений, руководя вооруженными подразделениями советских войск. Позже ему довелось лично допрашивать задержанного генерала Андрея Власова, воевавшего на стороне Германии. Допрашивал белого атамана Григория Семенова, воевавшего на Дальнем Востоке и в Забайкалье, куда Иван Клименко был послан на службу в 1945-м. Затем, вплоть до 1970 года, Иван Исаевич руководил особыми отделами Балтийского флота, Прикарпатского и Одесского военных округов, а уйдя в отставку — с 1971 года по 1998-й, вплоть до своей смерти, работал директором Одесского завода пожарной техники.

Иван Исаевич был награжден орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, тремя орденами Красной Звезды и шестью медалями. Одними из последних для Клименко стали съемки в 1996 году в документальном фильме «Гитлер. Похождение трупа» из цикла «Секретные истории». В фильме он выступал как единственный на тот момент оставшийся из живых свидетель поиска бункера и тела Гитлера.

 

 

Без рубрики
Комментарий (0)
Добавить комментарий