Корреспонденты NUR.KZ побывали на реке Ишим и понаблюдали, как добывают лед столичные старатели.
На реке Ишим в Астане в этом году власти столицы основательно подошли к сооружению традиционных горок.
Девять ледяных трасс обещают веселье и смех многочисленной детворе, которой в прошлом году пришлось довольствоваться лишь одной горкой.
Чтобы люди не теснились при подъеме наверх, каждую трассу оснастят своей лестницей.
Впрочем, нас интересовало, где и как добывают так много льда для сказочного строительства.
Водитель одной из грузовых автомашин, на которой привезли лед, подсказал откуда возит специфичный строительный материал. Это оказалось недалеко от моста по проспекту Сарыарка, пешком минут двадцать.
В этом месте поверхность замерзшей реки была порядком запятнана прорубями прямоугольной формы, многие из которых по периметру опоясаны красными лентами.
Когда мы прибыли, вокруг свежей проруби недалеко от левого берега собирались рабочие с бензопилами, напоминающими вилки ухватами и санками для льда.
Как рассказал один из кураторов рабочей бригады, на добыче льда заняты люди из сельской глубинки Акмолинской области, лучшие из лучших. Это подтверждает тот факт, что резкой льда они занимаются уже четвертый год.
Добывать лед рабочие будут до самого Нового года.
Основная форма вырезаемого льда — прямоугольники весом примерно 20-30 кг. К сожалению, из-за оттепели в начале зимы верхняя часть стройматериала потеряла прозрачность. Придется ее срезать, теряя до трети объема, чтобы свет проходил через лед.
Добывает лед бригада бензопилами, способными работать в воде, длинное лезвие пилы позволяет насквозь прорезать толстый слой льда.
Затем длинными ухватами кирпичи подтягивают к берегу, их вытаскивают и грузят на санки. С санок в корзины, а затем грузят краном на борт автомашин. Отсюда лед уходит на объекты ледяного строительства акиматов и других структур.
К примеру, специально для управления делами президента бригада выбирает самый прозрачный лед, который только можно добыть на Ишиме. Отдельная горка ледяных кирпичей постепенно собирается на берегу, сверкая гранями в отсвете уходящего за горизонт солнца.
Как рассказал один из водителей, в прежние годы лед выгружали, просто вываливая на месте, отчего до трети материала приходила в негодность. Лед — материал хрупкий.
Теперь же современная экономическая обстановка заставила людей бережно относиться даже к этому восполняемому стройматериалу. Лед краном грузят и также аккуратно выгружают на место.
К слову, стоимость каждого ледяного кирпичика на фото — 60 тенге. В сезон таких кирпичей бригада нарезает до нескольких тысяч штук, что является неплохим подспорьем для бюджета сельчан.
Совсем иначе добывает лед бригада из состава коммунального хозяйства Астаны. Рабочие вырезают ледяные квадраты весом до 300 килограмм каждый.
Затем их подтягивают к берегу, где под них подводят петли автокрана и сразу из воды грузят на борт автомашин.
В обычный грузовик помещается 4 такие плиты, а в длинномер до 12 единиц ледяного стройматериала. Кстати, именно таким льдом снабжают центральный ледяной городок столицы.