©REUTERS/Carlo Allegri
Министерство госбезопасности в РФ будет полезно России в борьбе с коррупцией и терроризмом. Такое мнение в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz озвучил заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк. Ранее в СМИ появилась информация о том, что до президентских выборов 2018 года в России планируется создать новое министерство.
По его словам, если эта информация о министерстве госбезопасности соответствует действительности, то она подходит той стратегии, которая сейчас проводится внутри России, отметил политолог. Он считает, что новое ведомство, во-первых, займется борьбой с коррупцией — оно начнет чистить органы госбезопасности от неблагонадежных элементов. Во-вторых, укрепит вертикаль власти.
«Подобную информацию уже распространяли в прошлом году. Если эта информация подтвердится, то она, в принципе, вписывается в ту стратегию, которая сейчас наметилась внутри государства. Первое — это борьба с коррупцией. Мы видим, что в силовом блоке начались так называемые «чистки». Они происходят и в следственном комитете, и прокуратуре, и ФСБ, и структуре МВД, поэтому было бы логично в этой связи создать новую организацию, которая бы отвечала в том числе за собственную безопасность государства», — пояснил политолог. При этом Данюк добавил, что подготовка к этой реформе может быть также связана с созданием Росгвардии.
«Дело в том, что самым главным гарантом безопасности в РФ всегда оставались силовые структуры и подчинение их президенту говорит о налаживании очень прочного коммуникационного канала в строгой вертикали власти. Для чего это нужно? Мы можем вспомнить пример цветных революций в 2000-х годах, которые были и в Средней Азии и по периметру СНГ. Мы помним, что во всех без исключениях революциях — силовые структуры либо поддерживали госпереворотчиков, либо были нейтральными. Для того, чтобы этого не было, чтобы обезопасить своих граждан, свой режим от неконституционных действий, необходимо создать новый орган, который будет полностью контролироваться президентом и будет ему подотчетным», — объяснил собеседник.
Политолог также сравнил новое ведомство с советским КГБ. «Раньше, еще при Советском Союзе, существовал Комитет по госбезопасности, но потом в 90-х годах случилась реформа, его разделили на множество разных ведомств, включая ФСБ, СВР, ФСО и Федеральную службу контрразведки. Мы помним мощь и эффективность этого ведомства. Этот комитет внушал страх всем разведкам и службам мира. Создание аналогичной структуры, которая не только по форме, но и по содержанию будет напоминать бывший Комитет госбезопасности, является очень хорошим и продуманным шагом», — подчеркнул Данюк.
Кроме того, по его мнению, МГБ отводится особая роль в противодействии терроризму. «В Федеральной службе безопасности есть так называемые службы, которые занимаются противодействием терроризму. Есть также Национальный антитеррористический комитет — тоже важная структура. Но создание единого органа, который будет объединять все эти разрозненные структуры, позволит избежать ненужных бюрократических согласований и проволочек, потому что у нас очень часто многие ведомства начинают конфликтовать друг с другом. Многие их полномочия пересекаются, так как нет четкого разграничения, кто за что отвечает, поэтому возникают конфликты. Для того, чтобы этого не происходило, такое ведомство необходимо», — подытожил политолог.
В свою очередь руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов считает, что усиление силового аппарата и концентрация силовых полномочий в одном ведомстве необходима, чтобы без эксцессов пройти выборы 2018 года. «Кроме того, в условиях кризиса власть явно намерена сократить аппетиты некоторых (не самых близких и лояльных) слоев олигархии и чиновничества, умерить коррупцию, в том числе с помощью уголовных дел. Поэтому мы наблюдаем возврат к советской модели КГБ», — пояснил политолог.
Отметим, согласно сообщениям СМИ новое ведомство будет создано на основе ФСБ. Сообщалось также, что в его состав войдут Служба внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны. Подготовка к реформе началась после ликвидации Федеральной миграционной службы РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и создания Росгвардии.