Почему Россия быстро добилась не только военных, но и политических успехов в Сирии?
Каково будущее перемирия в Сирии? Как Вашингтон относится к политике Анкары в отношении Дамаска? На эти вопросы отвечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
Договор о прекращении огня в Сирии
— Что вы думаете о последних событиях в Сирии? Почему Россия и Соединенные Штаты Америки все-таки договорились по прекращению огня в Сирии? Будет ли оно соблюдаться?
— Соединенным Штатам стало понятно, что в складывающейся ситуации их подопечные в Сирии, а это в основном несколько группировок, которые сконцентрированы на иорданской границе и частично на турецкой, не выдерживают противостояния с Сирийской арабской армией, и каким-то образом их надо спасать.
Кроме того, у Соединенных Штатов возникло противоречие с Турцией, которая формально их союзник по НАТО, а неформально она занимает диаметрально противоположную позицию по отношению к курдам.
США оказались в ситуации, когда Турция действительно может вмешаться в ситуацию в Сирии, оказаться в состоянии открытых военных действий с Россией. Тогда Соединенные Штаты будут вроде бы обязаны как-то защищать своего союзника, хотя в данной ситуации НАТОвские нормы не вступают в действие, но тем не менее союзников защищать надо.
А с другой стороны, США будут объективно заинтересованы в том, чтобы Россия привела Турцию в чувства и убрала из Сирии.
Ведь турки собирались воевать и с курдами, которые тоже являются потенциальными союзниками Соединенных Штатов, они сейчас с ними активно заигрывают. Поэтому была найдена взаимоприемлемая формула, когда перемирие заключается с теми, кто готов к перемирию, складывает оружие и начинает мирный процесс. Это развязывает всем руки для борьбы с ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра», чтобы окончательно вычистить непримиримых.
Стоит вопрос политического урегулирования в Сирии и дальнейшее выносится за скобки, то есть убираются с этой территории лишние игроки. ИГИЛ стал лишним, вот его сейчас и будут убирать. Разные радикалы, которые непонятно на кого ориентируются, получают поддержку от ряда режимов региона, стали лишними. Когда всех их уберут, тогда американцы будут пытаться добиться для своих подопечных как можно более серьезного представительства в сирийской власти.
С другой стороны, уже сейчас правительство Асада активно ведет переговоры с различными мелкими группировками бывшей вооруженной оппозиции, пытается с ними договориться раньше, чем у Вашингтона появится возможность использовать их на своей стороне доски.
То есть параллельно будет продолжаться военный процесс и начнется активный политический процесс, когда каждая из сторон будет пытаться занять более выгодные позиции перед следующими переговорами. Мы слышали позицию Соединенных Штатов и позицию России.
Стороны предполагают, что перемирие может быть сорвано, то есть оно не является таким уж особо прочным, пока по крайней мере, потому что там огромное количество неконтролируемых боевиков. Все понимают, что это пока благие пожелания, насколько они будут реализовываться в действительности, покажет время.
— Турция убрана с этого поля окончательно?
— Турцию поставили в условия, когда ее активная игра в Сирии становится для нее все более и более убыточной. И главное, Турцию поставили в ситуацию, когда она реально может оказаться нарушителем резолюции Совета Безопасности.
Возвращение статуса великой державы
— Еще совсем недавно ни о каком таком договоре речь и не шла. США придерживались противоположной позиции. На чем все же основывается эта договороспособность Соединенных Штатов по сирийскому вопросу с Россией?
— Дело в том, что когда началась операция военно-космических сил России, не было ясно, как успешно она будет развиваться. После первых успехов были турецкие провокации, которые поставили Россию в достаточно сложное положение. Соответственно Соединенные Штаты могли рассчитывать на то, что операция провалится или, по крайней мере, не достигнет поставленной цели, поэтому они просто выжидали.
Они вели переговоры, продолжался Женевский процесс, но конструктива в этих переговорах не было, хотя сами Соединенные Штаты демонстрировали достаточно конструктивную позицию, но переговоры срывали американские вассалы.
Не получалось наладить переговорный процесс с этими самыми разного рода оппозиционными, так сказать, умеренными террористами, которые поддерживаются Соединенными Штатами. Не только российско-сирийские военные успехи усадили американцев за стол переговоров. Здесь был комплекс политических, дипломатических и военных решений, который в результате привел к сегодняшней ситуации.
Когда стало понятно, что операция достигнет своей цели, у Соединенных Штатов возник конструктив. Им понадобилось перевести ситуацию в другой формат. Это может быть просто пауза, это не в последнюю очередь зависит от того, как будут развиваться события на ИГИЛовском фронте и так далее. То есть они просто могут взять паузу и через некоторое время опять переговорный процесс сорвать, почему, собственно, и было заявление Лаврова о том, что перемирие может быть сорвано.
А могут перейти потом к чисто политической торговле, заявлять, что требуют отставки Асада, но реально торговаться они будут за то, чтобы в сирийском правительстве присутствовало как можно большее количество их креатур.
Сейчас очень сложно сказать, как пойдут события. Короткое перемирие, а потом опять пойдут боевые действия или длительное устойчивое перемирие с полным уничтожением отъявленных террористов, которые ни на какой мир не идут и никем не контролируются, и потом политическая торговля.
— Можно ли сказать, что Россия стала серьезным мировым игроком?
— Россия всегда оставалась мировым игроком, другое дело, что не всегда имела достаточное влияние на развитие событий в мире. Напомню, когда Борис Николаевич Ельцин заявил, что Россия хочет вступить в НАТО, то ему было заявлено, что Россия слишком велика для НАТО, и НАТО с Россией уже будет не НАТО.
То есть даже тогда, в эпоху откровенной российской военно-политической слабости, она оценивалась как серьезный мировой игрок, потому что самый мощный военный блок считал, что он ее не переварит, и публично это констатировал.
Естественно, за последние годы возможности России увеличились, она возвратила себе статус сверхдержавы, и он фактически признан.
Россия — не просто мировой игрок, играют все. Порошенко тоже считает себя мировым игроком. Россия — ведущий мировой игрок, это — вторая сверхдержава мира сегодня.
Будущее Украины
— По Сирии хоть что-то прояснилось. А какое будущее вы видите на Украине?
— Закончилась Украина, но не процесс. Сейчас бессмысленно разговаривать с Соединенными Штатами, они может быть и хотели бы каким-то образом стабилизировать режим Порошенко и были бы согласны даже на Минские договоренности. Меняется позиция США. Вначале они пытаются войти в Минский формат для того, чтобы его сломать и навязать другой формат переговоров, более выгодный для Соединенных Штатов.
Это продолжается до конца 2015 года, а в конце 2015 года они вдруг начинают мотаться в Киев как ошпаренные, и говорят: Ребята, выполняйте все, что написано в Минске! Выполняйте все, и чем быстрее, тем лучше. И Байден вдруг прозревает и говорит: Федерализировать нужно Украину, причем в срочном порядке, и чем глубже, тем лучше.
Они просто увидели то, о чем мы с вами в этой студии еще два года назад говорили: когда они выпустили на улицы нацистских бандитов, они считали, что те выполнят грязную работу и уйдут. А они не ушли и не уйдут, потому что украинская власть слишком слаба, чтобы загнать их назад.
А это означает, что страна медленно, но верно, погружается в махновщину. А с махновщиной договариваться не о чем, невозможно договариваться, потому что там в каждом селе свой батька-атаман.
Утрачен контроль над низовыми структурами боевиков, которые начали просто кормиться с территории. Экономика разрушена, работать им негде, возвращаться некуда, оружие в руках у них есть, они ходят и кормятся с территорий. И это не только блокирование фур или Крыма, что имеет хоть какую-то политическую подоплеку. Они контролируют добычу янтаря в западных областях, пытаются поставить под контроль контрабанду, которая идет через западную границу, они организовывают контрабандную торговлю с той же самой ДНР, ЛНР и так далее.
То есть это уже чисто бандитская вольница. Им плевать на Соединенные Штаты и местное правительство. Им никакие правила не нужны, они хотят просто ходить реквизировать, конфисковывать и так далее. Поэтому сейчас, когда Украина все больше и больше погружается в хаос, говорить с Соединенными Штатами о том, как навести порядок, успокоить Украину, бессмысленно.
Автор: Любовь Люлько