Документ предусматривает критерии оценок по всем предметам, преподавание которых ведется в казахстанских учебных заведениях.
Министр образования и науки РК своим приказом утвердил критерии оценки знаний обучающихся, сообщает Zakon.kz.
Документ предусматривает критерии оценок по всем предметам, преподавание которых ведется в казахстанских учебных заведениях.
Так, учащиеся уровня начального образования — «Казахский язык и литература» для классов с казахским языком обучения, «Русский язык и литература» для классов с русским языком обучения, «Родной язык и литература» для классов с узбекским, таджикским, уйгурским языками обучения должны понимать и передавать основное содержание беседы, прочитанного или услышанного текста, определять, как представлена точка зрения говорящего, делать выводы, понимать тему дискуссии и участвовать в ее обсуждении, соблюдая речевые нормы, осознанно используя в речи синонимы, антонимы, омонимы, слова с прямым и переносным значением, использует различные приемы пересказа содержания повествовательных и описательных текстов, используя эмоционально-окрашенные средства выразительности, применяет различные приемы пересказа содержания художественных произведений, рассуждает по поводу прочитанного и услышанного, делится своими мыслями и эмоциями, аргументирует свою точку зрения, соблюдая логическую последовательность, самостоятельно составляет связные, логичные аргументированные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой, участвует в диалоге, используя различные приемы речевого общения, анализирует представления о духовно-нравственных ценностях казахского и других народов на основе прочитанной, услышанной информации.
Учащиеся начальных классов также должны уметь писать собственные тексты различных типов, жанров и стилей, обоснованно подбирая соответствующие слова в соответствии с изученными грамматическими, пунктуационными и орфографическими нормами, писать тексты с использованием различных форм представления (рисунков, схем, графиков, таблиц), соблюдать гигиенические и каллиграфические навыки письма, синтезировать небольшие тексты на темы, связанные с культурой, обычаями своего и других народов, выражая свою нравственную позицию.
При изучении иностранного языка учащиеся должны понимать основное содержание непродолжительной беседы на знакомую тематику, распознавать звучание знакомых слов и фраз, понимать короткие вопросы о цветах и числах, использовать контекстные подсказки для прогнозирования содержания и смысла короткой беседы на знакомую тематику, понимать общий смысл коротких историй, звучащих медленно и отчетливо.
При изучении «Естествознания» — знать основные виды полезных ископаемых и их значение, основные месторождения полезных ископаемых в Казахстане, понимать смысл понятий макро — и микромира, важность бережного отношения к окружающей среде и сохранения биоразнообразия на Земле, защитные функции организма, значение компонентов природы для живых организмов, особенности организмов как средств приспособления к окружающей среде, простые различия позвоночных и беспозвоночных животных, необходимость рационального использования природных ресурсов.
Применять некоторые методы исследования для изучения природных объектов, процессов и явлений, стандартные и нестандартные единицы измерения природных объектов, явлений и процессов, простые приборы для измерений некоторых характеристик природных объектов, процессов и явлений, соответствующую научную терминологию для объяснения проведенного исследования, знания о простых признаках видов растений и животных своей местности для составления их классификации. Кроме того, они должны уметь анализировать причинно-следственные связи между компонентами природы, свойства материалов для определения возможностей их применения, животный и растительный мир определенной территории, схожие и отличительные черты разных сред обитания, данные собственных исследований и материалы из различных источников. Синтезировать полученные знания и навыки для планирования и проведения исследований объектов и явлений живой и неживой природы, информационные материалы в виде рисунков, схем, графиков, диаграмм, таблиц, идеи по вопросам охраны окружающей среды, имитационные и графические модели объектов, явлений и процессов микро- и макромира.
При изучении предмета «Познание мира» учащиеся начальной классов должны знать структуру, состав и функции семьи, школьного сообщества, основные социальные функции человека, понятия «безопасность», «здоровье» и их ведущие признаки, особенности личности, семьи, сообществ и общества в целом, их значение и роль в жизни человека, основные виды предметов обихода, их состав, свойства и источники, общие сведения о географии и истории Казахстана, основные традиции и фольклор казахского народа и народов Казахстана, роль и место Казахстана в мире, государственные символы Казахстана, общечеловеческие ценности, правила позитивного и дружеского общения, правила этикета, права и обязанности школьника, правила здорового образа жизни.
Кроме того, понимать причинную обусловленность внешних признаков человека, свою гражданскую идентичность в форме осознания себя как юного гражданина Казахстана и свою принадлежность к определенному этносу, ценность семьи, малой родины и Отечества, ценности многоционального казахстанского общества, значение государственной символики Казахстана, нормы нравственного поведения человека в обществе, свою сопричастность к жизни школы, села, города, страны, значимость служения обществу, функциональные и структурные особенности разных типов населенных пунктов, важность соответствия мыслей, слов и поступков, ответственность за них, значение национальных традиций, обычаев, роль путешествий в жизни людей и развитии общества, значимость самопознания и саморазвития человека, содержание понятий «труд», «взаимопонимание», «жизнерадостность», «оптимизм», «доброжелательность», «щедрость», «великодушие», «патриотизм».
Анализировать положение Казахстана в мире, роль и значение изучаемых общественных явлений и процессов в жизни людей, сходства и различия в культурно-обрядовых традициях казахского народа и других народов, факторы развития личности, семьи, школьного сообщества, значение основных ресурсов в жизнедеятельности человека, факторы здоровья и безопасности, проявления человеческих чувств и поступки людей, их причины и следствия, собственное эмоциональное состояние. Синтезировать знания и навыки для систематизации и классификации общественных явлений и процессов, знания и навыки для определения некоторых актуальных проблем общества, собственные решения для ориентации в пространстве (место), времени (хронология), социальной среде (общество), модели коммуникаций в семейной, межличностной и общественной сферах, собственные проекты по безопасности жизнедеятельности, организации путешествий, решения по собственному духовно-нравственному развитию.
В свою очередь критерии оценивания учебных достижений учащихся общего среднего образования, к примеру, по предмету «Казахстан в современном мире», предусматривает знание — значение, уровни, виды, количественные и качественные методы социальных исследований, общественные, социальные и политические объекты, процессы и явления в Казахстане, пути формирования, основные признаки, формы и методы реализации основных функций государств, место Казахстана в политической типологии стран мира, функции, структуру и виды политики Казахстана, структуру, деятельность, принципы государственного аппарата и органов, индикаторы политического, экономического, социального, культурного развития, структуру и ценности общества Казахстана, ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», роль основных общественных социальных институтов, виды социальных отношений, пути решения социальных конфликтов, признаки правового государства и гражданского общества, роль гражданина в развитии государства, основные элементы и функции культуры, роль институтов культуры, значение и основные цели управления экономикой, национальную модель экономики Казахстана, факторы развития экономики, экономические стратегии Казахстана, методы исследования и средства геополитики, геополитическое положение и место Казахстана, геополитические интересы Казахстана, участие Казахстана в интеграционных процессах, инструменты глобализации, деятельность Казахстана в решении глобальных проблем человечества, глобальные инициативы Казахстана, мероприятия, направленные на укрепление национального имиджа Казахстана.
Понимание сущности понятий «государственность» и «государство», «власть», «политика», «внутренняя и внешняя государственная политика», «управление», «политический прогресс», «реформа», «правовое государство» для определения эффективных путей политического развития, значение понятий «национальная безопасность», «геополитика», «геополитическое положение», «геополитическая мощь», «геополитические интересы» в целях всестороннего изучения геополитической активности Республики Казахстан, категории «ценность», «национальная идеология», «национальная идентичность», «общество», «общественный институт», «гражданин», «гражданское общество», «социальные отношения», «социальный конфликт» в качестве важных факторов общественно-политического развития, смысл понятий «культура», «культурное наследие», «национальный имидж» для определения устойчивых форм человеческой деятельности, значимых идей, ценностей, традиций, норм и правил поведения, организации жизнедеятельности и моделирования среды самореализации, регулирования социального взаимодействия и поведения, понятия «индикатор», «экономический прогресс», «экономика», «стратегия», «интеграция», «глобализация», «глобальные проблемы человечества» для определения эффективных путей экономического развития.
Уметь применять количественные и качественные методы социологических исследований, иметь навыки планирования малых социологических исследований, знания о формах представления результатов социологических исследований, знания о требованиях к публичным представлениям результатов социологических исследований, навыки объяснения, определения, классификации, сравнения, ранжирования, моделирования, прогнозирования, методы анализа и оценки состава, структуры, признаков и отличительных особенностей, значения, роли, функций, факторов и проблем развития общественных, социальных и политических объектов, процессов и явлений.
Кроме того, учащиеся средней школы должны уметь оценивать факторы, функции стратегии и проблемы развития государства Казахстан, общественных, социальных и политических объектов, процессов в Казахстане, место Казахстана в политической типологии стран мира, пути укрепления государственности, направления внутренней и внешней политики Казахстана, систему государственной власти Казахстана, индикаторы политического, экономического, социального, культурного развития и прогресса, геополитическое положение Казахстана, ценности общества Казахстана, деятельность, роль и развитие основных общественно-политических и социально-культурных институтов, социальные отношения, роль гражданина в развитии государства, политические, геополитические, экономические, социально-культурные проблемы государства и своей местности, меры по сохранению культурного наследия Казахстана, национальную модель экономики Казахстана, факторы экономического развития, геополитическое положение и место Казахстана, геополитическую мощь Казахстана, направления геополитической активности Казахстана в мире, участие Казахстана в интеграционных процессах, влияние глобализации на Казахстан, средства распространения процесса глобализации, деятельность Казахстана в решении глобальных проблем человечества, глобальные инициативы Казахстана, международный имидж Казахстана.
При изучении предмета «Начальная военная подготовка», школьники, в частности, должны понимать особенности воздействия ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия и других современных средств поражения на людей, объекты хозяйствования, окружающую среду и экологические последствия его применения, последствия и возможный экономический, экологический ущерб при возникновении чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера. Уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, действовать в роли разведчика в составе поста радиационного и химического наблюдения, оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях и ожогах, накладывать бинтовые повязки при различных видах поражения на различные части тела, оказывать первую медицинскую помощь при открытых и закрытых переломах различных частей тела, оказывать первую доврачебную помощь при обморожении, солнечном (тепловом) ударе, электротравме, утоплении.
Анализировать возможные нештатные ситуации при применении современных средств поражения, возможные ситуации при возникновении чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, а также оценивает последствия принимаемых решений.
При изучении «Основ права» школьники обязаны знать системы, нормы, источники Конституционного права, конституционные политические права, системы, нормы, субъекты административного права, трудовое право, его значение, задачи организации административной трудовой дисциплины, ответственность за нарушение трудовой дисциплины, источники, отношения гражданского права, формы права собственности, сферу применения потребительского права, семейные отношения, права и обязанности родителей и детей, понятие, признаки уголовного права, уголовную ответственность, ее виды, защиту прав граждан, необходимость и возможности их осуществления.
Применять доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов, правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РК, навык самостоятельного поиска правовой информации и правовые правила при участии в дискуссиях по актуальным общественным и правовым проблемам, в повседневной жизни.
Оценивать самостоятельно особенности применения законодательства РК при решении конкретных проблем.
Приказ вводится в действие с 1 сентября 2017 года для 1 классов, с 1 сентября 2018 года для 2, 5 и 7 классов, с 1 сентября 2019 года для 3, 6, 8 и 10 классов, с 1 сентября 2020 года для 4, 9, 11 и 12 классов и подлежит официальному опубликованию.